Жителям Бурятии, проживающим в квартирах социального найма, необходимо успеть приватизировать жилье до 1 марта 2013 года. С этой даты в России прекращается бесплатная приватизация жилья. Право на приватизацию жилья социального найма имеют только наниматель и члены его семьи, прописанные в этом же помещении. Для приватизации необходимо согласие всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних от 14 до 18 лет. После приватизации все члены семьи получают равные доли от жилого помещения. При этом временно отсутствующие члены семьи не теряют права на приватизацию своей доли.
По статистике, которая ведется органами местного самоуправления, на 1 ноября 2012 года в Бурятии остаются не приватизированными 22 480 жилых помещений, из них 13 007 - в г. Улан-Удэ. Среди основных причин такой ситуации - отсутствие у граждан документов, необходимых для приватизации жилья, а также средств на изготовление технической документации на жилье, заявительный характер приватизации, ветхое состояние жилья и т.д.
В Минимуществе Бурятии напоминают, что для приватизации занимаемого на основании ордера или договора социального найма жилья – квартиры или дома, гражданам необходимо обратиться с заявлением в орган местного самоуправления по месту жительства, если жилье является муниципальным, либо в учреждение, на балансе которого находится жилье, если оно - государственное.
Как отметила главный специалист-эксперт отдела контроля и координации деятельности в учетно-регистрационной сфере Управления Росреестра по РБ Туяна Лодоева, 1 марта 2013 года является датой завершения приватизации жилых помещений, а не окончательной датой представления документов для государственной регистрации права собственности. Поэтому все договоры безвозмездной передачи жилого помещения в собственность, заключенные до 1 марта 2013 года будут зарегистрированы в Управлении Росреестра по РБ в любое удобное для граждан время. С готовым пакетом документов граждане могут обратиться в офисы приема-выдачи документов управления. Помимо договора на государственную регистрацию права собственности необходимо представить:
- заявление о государственной регистрации права;
- документ, удостоверяющий личность либо доверенность, если обращается представитель;
- документ об уплате госпошлины в размере 1000 руб.,
- кадастровый паспорт объекта недвижимости.
Заявление о передаче жилья в собственность заполняется лично гражданином, которому оно предоставлено, либо доверенным лицом, при наличии нотариально заверенной доверенности. В заявлении обязательно указывается в собственность одного из совместно проживающих лиц или в общую (долевую) собственность передается жилье.
«Народная» реформа от Росреестра
В настоящее время активно обсуждается положения документа, который обозначен как «дорожная карта» реформы Росреестра, проще говоря, план мероприятий ведомства. Документ интересный, поскольку в его разработке участвовали более 2400 предпринимателей со всей России, с их стороны было подано 306 идей и оставлено 5347 комментариев. Проект ориентирован на граждан и представителей бизнес-структур, а также из-за их активного участия в разработке проект можно назвать «народным».
Стратегические положения «дорожной карты» существенно повлияют на уровень оказания государственной услуги в регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Так, в ходе реформы Росреестр сократит сроки кадастрового учета и госрегистрации прав на недвижимое имущество, также будет сформирован единый реестр объектов недвижимости, планируется минимизировать бумажный документооборот и перевести услуги преимущественно в электронный вид.
Таким образом, регистрация прав должна будет занимать до 10 дней к 2015 году и до семи дней – к 2018 году. Сейчас общий срок проведения регистрации прав 20 календарных дней. Предполагается максимально отойти от бумажного документооборота и довести долю услуг, оказываемых через интернет: до 50% к 2015 году и до 70% - к 2018 году. В результате реформирования существенно сократится и время ожидания заявителей в очереди в офисах приема – до 15 минут к 2015 году, а к 2018-му – до 10 минут.
Также документ содержит положения относительно повышения информированности населения о деятельности, оказываемых услугах Росреестра, повышении статуса государственного регистратора и его ответственности за совершаемые действия. В ближайшее время «дорожная карта» будет внесена на утверждение в Правительство России.