Красноярский художественный музей в ящиках, бережно запакованные в бумагу и пленку прибыли скульптуры Даши Намдакова: впервые за много лет музей получил деньги на закупку произведений искусства. Более 11 млн рублей потрачено музеем на работы художника, пишет Newslab. Теперь в коллекции сразу четыре скульптуры и два графических листа всемирно известного художника.
Камерная выставка с работами Даши Намдакова — результат долгих переговоров в течение целого года. Теперь на карте с обозначением музеев-обладателей его работ (25 стран) появится Красноярск, а в главном здании художественного музея — особняке В.Н. Гадаловой, разделенном на небольшие комнаты, теперь оборудован зал для трех скульптур и двух графических листов. Даши Намдаков родился в 1967 году, начал работать в мастерской бурятского скульптора Г. Г. Васильева в Улан-Удэ, закончил Красноярский художественный институт (где учился у художников и скульпторов Л. Н. Головницкого, Ю. П. Ишханова, А. Х. Боярлина, Э. И.Пахомова). Первая персональная выставка состоялась в Иркутском художественном музее в 2000 году, с тех пор его выставки объехали всю планету, показывая образы и формы прежних эпох, древнее и забытое, произведения, в основе которых бурятское национальное наследие, буддийские мотивы и традиции Центральной Азии, а также элементы европейской культуры.
Кроме каких-то официальных сведений, про Намдакова, например, интересно знать, что он был художником фильма «Монгол» Сергея Бодрова, или что его работы находятся в коллекциях Путина, Абрамовича и Лужкова; или что в декорациях к многим фильмам (например, «Звезда» Анны Меликян) его скульптуры используются в качестве антуража достатка — ну и так далее.
После выставки в июне 2014 года, которая была в Красноярске в рамках АТФ, сотрудники музея захотели приобрести несколько работ. Заместитель директора по науке Анастасия Кистова рассказывает: «Даши сам горел желанием, чтобы в Красноярске было что-то из его работ, он приехал полный планов, мы всячески старались способствовать его встречам, контактам — была встреча с мэром, главным архитектором города, мы старались ему помогать. И с одной стороны, в благодарность, с другой — стараясь реализовать свое желание, чтобы в Красноярске формировалась его коллекция, поскольку отсюда родом его учитель, здесь он формировался как профессиональный скульптор, он сказал, что готов продать скульптуры по не очень дорогой цене. И наш музей стал искать, кто бы мог помочь, потому что такие деньги музею не снились».
Во время выставки художник подарил музею два жикле (изображения, отпечатанные на фактурной ткани): «Всадник с секирой (из серии „Воины“)» и «Богатая невеста» (оба 2001 года). Музей сделал выбор, исходя из возможности экспонировать их вместе, заранее зная, что будет только пара: «Можно было выбрать двух воинов, а можно было — женскую и мужскую тему, тем более, в его скульптурах, его творчестве и та, и другая тема развиваются. Мы решили, что будет рациональнее начинать коллекцию сразу с двух путей его творчества: женские образы степных красавиц и образы воинов». На выставке директор музея Марина Москалюк присмотрела в коллекцию скульптуру «Полет», еще две — «Юность» и «Старый воин» — выбрали парой к жикле: теперь они очень органично смотрятся в одном зале, похожие не только по габаритам, но и по положению тел. В довесок к приобретению, Даши Намдаков подарил музею еще одну небольшую скульптуру — «Лама с барабаном», которая сейчас находится в Иркутске на выставке, а затем приедет в Красноярск.
Скульптуры удивительно органично смотрятся вместе: устойчивый бронзовый «Старый воин», с раздутыми формами и множеством мелких деталей (от фрагментов одежды до мимики), находится в диалоге с такой же небольшой, но уже тоненькой девушкой, олицетворяющей «Юность». Она умиротворенно сложила руки за спиной и, несмотря на кажущийся утяжеляющим головной убор, все-таки как будто привстает на пальчиках — именно это движение подъема, едва заметного, тонкого, повторяет скульптура «Полет». Там на спине у лошади с длинной, устремленной наверх шеей, обхватив ее, сидит девушка (или спокойный ребенок, или существо с небес), и две фигуры — и человека, и лошади, сливаются. Вся вместе композиция, умело подобранная музеем Сурикова, закольцовывается в пространстве многогранника.
На вопрос, сколько стоят скульптуры, Анастасия отвечает с уточнением: не сколько они стоят, а за сколько их продали, художник сделал большую скидку. В итоге покупка трех скульптур обошлась примерно в 11 миллионов.
«Нас поддержало Правительство края, губернатор поставил свою резолюцию, мы подготовили письмо, объяснили цену — оформление документов заняло полгода». За последние два года фонды пополняются за счет подарков. Государственных денег, специальных ассигнований музей не получал очень давно.
В прошлом году музей получил небольшую сумму, но вся она пошла на расплату с долгами: «Часто художники готовы продать работы, и мы понимаем, что нужно их брать, потому что будут другие желающие купить — частные галереи, просто коллекционеры, и тогда это из музея уйдет. Мы просим оставить, и когда появляются деньги, выплачиваем художникам». Крупных приобретений — на такую сумму — за всю историю музея не было.
Увидеть произведения Даши Намдакова можно в течение двух месяцев в Красноярском художественном музее имени В.И. Сурикова по адресу ул. Парижской коммуны, 20.