На тему охраны Байкала уже столько копий переломано, языков сточено и топоров войны закопано, что и представить невозможно. За все это время полемики и дискуссий все пришли к одному: Байкал надо охранять, и прежде всего – от антропогенной нагрузки,-пишет МК.Иркутск.
Но тут вдруг выяснилось, что на законодательном уровне даже не определено, как именно надо его охранять и кто это будет делать – Федерация или регионы по обоим берегам озера, за чей счет, и что делать с живущими в непосредственной близости людьми – от них Байкал тоже охранять или же вписать их жизнь в естественную среду. В Иркутске решили провести ревизию законодательной базы и создали НИИ правовой охраны Байкала на базе ИГУ. На первом «Экспертном совещании по проблемам правовой охраны озера Байкал» депутаты Госдумы Николай Николаев и Александр Якубовский, Байкальский природоохранный прокурор Сергей Зенков, и. о. ректора ИГУ Игорь Бычков и директор НИИ правовой охраны Байкала Дмитрий Шорников, а также другие заинтересованные представители науки и экологии предлагали и обсуждали.
Стремительный дедлайн
Первым выступил Николай Николаев, депутат Госдумы, известный в Иркутске своей заботой об экологии Байкала, принимающей подчас радикальные формы. Так, именно Николай Петрович был инициатором закона о запрете на вылов омуля, после принятия которого все легально работающие рыболовецкие артели на Байкале были закрыты, а нелегалы, которые сейчас ловят омуль под покровом ночи, увеличили добычу в разы.
Николай Николаев сообщил, что именно им было замечено: действующий закон 94-ФЗ «Об охране озера Байкал» реально не работает из-за его несовершенства. Оказывается, при принятии закона в 1999 году надо было сразу же начинать разрабатывать разного рода нормативы и подзаконные акты, которые регулировали бы действие основного закона. Этого сделано не было. К тому же разработчики не учли, что закону могут потребоваться изменения. И теперь, по истечении долгих двадцати лет, при попытке что-либо в нем изменить неизбежно следует целая лавина необходимых изменений. То есть проще разработать и принять новый, чем искать возможности улучшить прежний.
Озадачившись этим вопросом, депутат Николаев стал искать, кто бы максимально качественно разработал новый проект закона об охране Байкала. Как сказал народный избранник, было несколько критериев отбора: у разработчика должен быть юридический опыт, разработчик должен быть «местным», то есть находиться в непосредственной близости от Байкала, чтобы не понаслышке знать о важных нюансах, которые необходимо учесть при разработке. В общем, потенциальный исполнитель был найден довольно быстро – им оказался Иркутский государственный университет. Его юридический институт имеет вес в юридической среде, а близость к Байкалу и участие в программах по охране озера сделали ИГУ идеальным разработчиком.
А потом вуз выиграл тендер и получил государственное задание на разработку нового законопроекта с учетом имеющейся дореволюционной, советской, постсоветской и мировой практики по охране озера Байкал как объекта всемирного наследия, а также с учетом практики по охране подобных природных объектов. Конечно, изучать мировую практику можно бесконечно, регулярно получая деньги на свою работу – но тут заказчики поставили жесткий дедлайн: законопроект должен быть стремительно сдан уже в первой половине 2019 года.
Бумажная работа
Задание было поручено созданному летом 2018 года при юридическом институте ИГУ научно-исследовательскому институту правовой охраны Байкала – НИИ «ПрОБа»: найти рациональные предложения и объединить их в общее произведение – законопроект «Об охране озера Байкал». При этом следует избежать двух крайностей: полного закрытия Байкала от людей и полного снятия всех запретов. Также нужно провести антикоррупционную экспертизу всех предложений. Сотрудники НИИ предлагают всем желающим немного облегчить им задачу и представить свои предложения по новому законопроекту. Вот только пока непонятно, насколько будут учитываться эти предложения: на экспертном совещании директор НИИ «ПрОБа» Дмитрий Шорников предложил всем желающим заполнить опросник на сайте научно-исследовательского института, но не сказал, кто и каким образом будет изучать данные анкеты.
После того, как присутствующие в общем и целом уяснили, чем в ближайшее время будут заниматься в новом НИИ, начался диспут. В принципе, участники совещания сошлись на тривиальной мысли о том, что Байкал нуждается в защите. А вот дальше начались разногласия.
Первой взяла слово Галина Михайловна Кузьменко из ИРНИТУ, которая спросила у президиума, не думали ли они, что это не предыдущий закон «Об охране озера Байкал» плох, а его исполнение сильно хромает.
– У нас в стране законы – это одно, а их исполнение – совершенно другое. Может, не стоит изобретать велосипед, а нужно заставить исполнителей реально выполнять действующий закон? А если закон на самом деле неисполним, то можете ли вы дать гарантию, что новый закон, созданный вами, будет исполняться лучше, чем предшествующий?
К сожалению, президиум ничего вразумительного ей не ответил. А депутат Николай Николаев молча покивал, что можно было истолковать двояко.
Владелец одной из турбаз на Малом Море посетовал на действия прокуратуры, которая не разделяет заповедник, заказник и нацпарк. А между тем, сказал он, в национальные парки во всем мире люди приезжают отдыхать. У нас же возле Байкала есть национальный парк, но прокуратура не дает там работать, как будто это заповедник, и все запрещает. Дмитрий Шорников пометил что-то у себя в блокноте и поблагодарил выступающего, сказав, что необходимо учитывать все факторы, но антропогенная нагрузка на Байкал растет и ухудшает экологическую обстановку, и это нельзя сбрасывать со счетов. А байкальский природоохранный прокурор, увы, уже покинул зал и ничего ответить заинтересованному гражданину не мог.
И тут на трибуну для докладчиков возле президиума вышел бывший вице-мэр Иркутска Леонид Ощерин, сейчас работающий в ИРНИТУ.
– Мое предложение такое: не тратить деньги на закон, а тратить на Ольхон! – рубанул он. – Если взять средства, предназначенные на изучение нормативно-правовой базы, о которых тут говорилось, то лучше было бы их отдать на строительство централизованной канализации на всем острове Ольхон с установкой самых современных фильтров и очистных сооружений. Это было бы полезнее для экологии Байкала, чем бумажная работа по изучению мировой природоохранной теории и практики!
Он еще хотел что-то добавить из своей прошлой жизни в бытность заммэра Иркутска, но Дмитрий Шорников серьезно так сказал:
– Давайте не путать политику с экологией!
И Ощерину пришлось покинуть трибуну.
Остальные выступающие немного говорили о правах коренных жителей Ольхона и прибрежных поселков, водоохранной зоне, оформлении земли и прочих человеческих бытовых проблемах. А потом разошлись.
Будут ли еще раз (или не раз) собирать совещания на тему разработки нового закона «Об охране озера Байкал», председательствующий Дмитрий Шорников не сообщил. Что ж, подождем результатов…