В октябре этого года СМИ сообщили о постановлении правительства России о новых правилах идентификации пользователей мессенджеров. Документ ещё не вступил в силу – правила начнут действовать с 1 марта 2022 года.
Тем временем у многих россиян возник вопрос, действительно ли правительство обяжет их вводить паспортные данные для простого общения?
Однако для тех, кто решил пользоваться сервисом быстрого обмена общениями, не изменится ровным счётом ничего. Как и прежде, при регистрации достаточно будет ввести код из sms, никаких паспортных данных вводить не потребуется.
Зачем же тогда приняли новые правила?
Согласно нововведению, система мессенджера, получив заявку от пользователя на регистрацию, должна направить запрос сотовому оператору, который обязан проверить, имеются ли в его базах паспортные данные абонента.
Если ответ отрицательный, идентификация считается не пройденной.
Если идентификация прошла успешно, мобильный оператор отмечает у себя, что абонент зарегистрировался в мессенджере.
Раньше государство никак не контролировало регистрацию в сервисах. Все просто привязывали номер в приложении, после этого в sms-сообщении приходил проверочный код, который надо было ввести в приложении. Таким образом пользователь подтверждал, что номер телефона принадлежит ему.
В случае если юзер терял телефон, восстановить доступ к мессенджеру можно было точно таким же способом – для этого необходимо было восстановить утерянную сим-карту и так же запросить на неё код.
При этом система-администратор мессенджера не проверяла принадлежность номера реальному человеку.
Такие обстоятельства были на руку мошенникам – они могли вступать в переписку со своей жертвой и впоследствии оставаться неуловимыми. Поскольку их учётная запись не была завязана на реальном телефонном номере, сотрудникам правоохранительных органов не представлялось возможным установить личность злоумышленника.
Что есть мессенджер
Мессенджер (от англ. message – сообщение) – это специальное приложение, которое скачивают и устанавливают на мобильное устройство или компьютер.
Его главное назначение – это мгновенная пересылка текстовых сообщений, фотографий, видеороликов, музыки, документов пользователю с таким же приложением – другу, родственнику, коллеге или сразу группе людей.
Отправка сообщений происходит в режиме реального времени, то есть мгновенно. Как только отправитель напечатает текст, отредактирует и нажмет на кнопку “отправить”, получатель тут же его получит. При этом он тоже должен быть подключен к интернету, иначе говоря – быть online. В противном случае сообщение будет находиться в режиме ожидания, пока получатель тоже не подключится к глобальной сети.
Еще одна важная отличительная черта современных мессенджеров – это способность совершать звонки по аудио или видеосвязи.
Почему мессенджеры популярнее соцсетей
В начале-середине нулевых пользователи, имевшие выход в интернет, общались в основном в социальных сетях. Цифровые технологии стремительно развиваются и на смену социальным сетям пришли более легкие и оперативные мессенджеры. Через них можно отправлять сообщения и различные файлы, а также совершать звонки.
Уже в 2020 году мессенджеры на 20 % превзошли социальные сети по количеству зарегистрированных пользователей. Как показали исследования, 43% опрошенных мужчин и женщин разных возрастов отдали предпочтение сервисам для обмена сообщениями, так как они предлагают, по мнению юзеров, более закрытое пространство. Респонденты в возрастной категории 16-30 лет сочли, что в таких популярных соцсетях как «Инстаграм» и «Фейсбук» чересчур много людей.
«Кто угодно может найти твою страницу и посмотреть твои фотографии, какие-то записи. А в мессенджере ты сам выбираешь, какой информацией и с кем делиться», - отмечают самое важное отличие пользователи.
Пользователи от 30 лет и до преклонного возраста из преимуществ мессенджеров отмечают лёгкость управления и простоту интерфейса.
Основатель «Фейсбук» Марк Цукерберг в 2019 году выразил уверенность, что в скором времени общение в интернете будет в подавляющем большинстве приватным. Обмен сообщениями между людьми в мессенджерах вытеснит публичные дискуссии в социальных сетях.
Чем мессенджер отличается от социальной сети?
Мессенджеры главным образом созданы для общения двух и более лиц. Эти приложения не содержат новостную ленту и развлекательный контент как соцсети, и не перегружены другими функциями, такими как просмотр медиа на странице другого пользователя. Именно поэтому мессенджеры успешно заняли нишу в среде корпоративного общения работников банков, рекламных, информационных агентств и других рабочих сфер. Всё же во многих мессенджерах также можно создавать сообщества. В таких приложениях как Telegram или WhatsApp пользователь может создать канал и публиковать в нем записи, которые увидят другие участники или подписчики.
Как зарегистрироваться в социальных сетях
Сегодня среди значительного числа социальных сетей выделяют в основном два типа – это развлекательные и профессиональные.
Под развлекательными подразумеваются соцсети, где люди проводят досуг – общаются с друзьями, потребляют или производят собственный контент – фото, видео, музыку, новости и т.д.
Самыми популярными развлекательными социальными сетями в России являются Instagram, TikTok, «ВКонтакте», Facebook, «Одноклассники».
Профессиональные социальные сети же созданы для поиска специалистов в то или иной профессиональной среде и общения по компетентным вопросам. В данной группе социальных сообществ можно отметить наиболее популярные – Linkedin и «Профессионалы».
Пока для регистрации в соцсетях не грозит такая идентификация, как в случае с мессенджерами. Аккаунт в них можно завести и через электронную почту, принадлежность к реальному человеку которой не проверяется.