Органы власти переходят на электронное межведомственное взаимодействие. Для обычных граждан такое новшество означает принцип «одного окна». То есть для получения справки или документа теперь не придется сидеть в очередях, ведомство, куда обратился гражданин, само запрашивает у другого госоргана необходимую информацию.
К примеру, при приватизации жилья требуется выписка из домовой книги, с 1 июля выписку будет запрашивать Росреестр в органах местного самоуправления или в ФМС.
1 октября 2011 года «межвед» заработал на федеральном уровне, а с 1 июля 2012 года такой принцип внедрен по всей России на всех уровнях госорганов, в том числе и в Управлении Росреестра по РБ.
Как сообщили специалисты Росреестра, существует огромный спектр региональных и муниципальных услуг, в рамках которых ведомства с 1 июля должны будут взаимодействовать с Росреестром. В частности, при оказании таких муниципальных услуг, как постановка на жилищный учет нуждающегося в улучшении жилищных условий, получение субсидий на оплату жилья, различных социальных пособий, получение разрешения на строительство, получение разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, получение разрешения на установку рекламных конструкций.
Согласно принципу «одного окна», из документооборота исключаются граждане и организации. К примеру, физические и юридические лица с 1 июля 2012 года вправе не представлять разрешение на строительство или разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, выданные органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Если региональные или муниципальные органы будут требовать от гражданина документы, которые сами должны получать в ведомствах, он может пожаловаться в прокуратуру. Чиновнику, необоснованно требующему дополнительные бумаги, может грозить штраф до 30 тысяч рублей.
Следующими этапами электронного взаимодействия станет взаимодействие с нотариусами и судами.
Но тут надо уточнить, что из нового правила есть небольшое исключение. По-прежнему необходимо будет представлять в органы власти так называемые «документы личного хранения», если они требуются для предоставления услуги. Речь идет, например, о паспорте, свидетельстве о рождении, документах об образовании или рабочем стаже. Остальные же бумаги по различным оценкам, до нескольких сотен видов – орган власти, в который обратился гражданин, будет получать в электронном виде через Единую систему межведомственного электронного взаимодействия.
Однако эксперты волнуются, что на местах среди чиновников могут оказаться и те, кто будет саботировать внедрение электронного обмена сведениями. И продолжит действовать так, как удобно ему, а не гражданам – «рекомендовать» самим сходить за справкой, затягивать сроки, ссылаясь на то, что якобы «система не работает». Здесь законодатели предусмотрели ряд мер, которые будут стимулировать таких нерадивых сотрудников меняться к лучшему. Во-первых, чиновники, которые по различным причинам не будут готовы использовать единую систему электронного взаимодействия, не избавляются от необходимости запрашивать сведения в других органах власти. Просто делать они это будут «бумажным» образом, что более трудоемко. Во-вторых, если не оговорено отдельным федеральным законом, срок ответа на запрос между ведомствами установлен в пять дней. С бумажными запросами и ответами этот срок соблюсти будет затруднительно. И в-третьих, в Кодекс об административных правонарушениях введена специальная статья, предусматривающая для должностных лиц существенные штрафы за нарушение законодательства о государственных и муниципальных услугах. Так, например, отказ в рассмотрении жалобы на порядок предоставления услуги может стоить чиновнику до 30 тысяч рублей.