В этом году завод металлических мостовых конструкций (ЗММК) в Улан-Удэ – ныне «Стальмост» – должен был бы отметить свое 45-летие. 21 марта 1973 года была сдана первая очередь предприятия мощностью в 20 тыс. тонн. Однако из-за неурядиц, сложного экономического положения и смены собственника завода о юбилее, видимо, забыли.
А ведь это было базовое предприятие для строительства БАМа. Строительство завода закончили на полгода раньше срока и сдали в эксплуатацию в феврале 1973 года. Производственная мощность равна 45 тыс. тонн металлоконструкций в год. На заводе работали 2 тыс. рабочих.
Помню, как в Бурятию прибыл министр транспортного строительства СССР Евгений Федорович Кожевников, Герой Социалистического Труда. Дважды он был избран депутатом Верховного Совета СССР от Бурятской АССР. Позже заводу было присвоено его имя.
В Улан-Удэ министр Кожевников провел совещание с нами – руководителями стройки и дирекцией завода. Конечно, в этом совещании приняли участие 1-й секретарь Буробкома КПСС Андрей Урупхеевич Модогоев, Вадим Прокопьевич Убеев – председатель горисполкома Улан-Удэ и другие. Министр поблагодарил нас, руководителей стройки, за досрочное завершение строительства и ввод завода в эксплуатацию. Далее он сказал, что предстоит огромная работа – строительство железной дороги по северу под названием БАМ, к тому же необходима замена мостов Транссиба, так как они изношены, а некоторые находятся в аварийном состоянии.
Министр также рассказал, почему «посадил» этот завод здесь, в Улан-Удэ: «Его хотели «посадить» у себя Иркутский обком, Читинский обком, Амурский обком, но меня «посадить» его здесь убедил Андрей Урупхеевич».
На этом совещании Вадим Убеев, человек дипломатичный, вежливый, обратился к министру Евгению Кожевникову: «Горисполком для строительства жилого комплекса заводчанам мог выделить земельный участок в Октябрьском районе, за рекой Удой. Там мост деревянный в аварийном состоянии. Надо построить новый мост. И еще, наш город растет, развивается, у нас в настоящее время один трамвайный маршрут. Также необходимы развитие и электрификация трамвайных путей и их маршрутов».
На это министр ответил: «Вы мне, Вадим Прокопьевич, сегодня же напишите письмо, какие надо строить объекты». И тут же обратился к своему помощнику: «Ты мне завтра подготовь приказ о строительстве этих объектов. Я завтра же его подпишу».
Вот такой была оперативность министров СССР.
Следует сказать, что руководители завода обращались в горисполком, чтобы для жилого комплекса отвели участок вблизи завода, где ныне находится поселок Зеленый. Однако Убеев категорически отказал. Стоит отметить, он поступил умно и дальновидно. Ведь было необходимо строительство нового моста через реку Уду для строительства жилого комплекса в Октябрьском районе, где тогда была глухая тайга.
Надо отметить, что вначале коллективу рабочих и инженерно-технических работников нелегко далось освоение технологии изготовления металлических конструкций мостов. И всё же это достаточно быстро освоили. Благодаря продукции нового завода были заменены изношенные мосты Транссиба. Что касается нашего главного заказчика – БАМ, здесь мы достигли больших успехов. На БАМе построено 2200 мостов, две трети конструкций изготовлено нашим заводом. На бурятском участке БАМ возведено 262 моста. Гарантия эксплуатации этих мостов – 100 лет.
Из металлических конструкций «Стальмоста» были построены мосты в Китае, Вьетнаме, Корее, Лаосе, странах Ближнего Востока и, конечно, во многих регионах СССР.
Сегодня возникает очень болезненный вопрос. Почему наш завод, внесший огромный вклад в том числе в развитие промышленности и экономики Бурятии, оказался в банкротном состоянии, рабочие не получают зарплату? Мне кажется, здесь следующие причины:
- Либеральная политика нынешней власти РФ. Всем известно, что наша страна разворована, разграблена олигархами, богатства вывезены в офшорные зоны, и они не хотят возвратить их в Россию. Так, президент Путин не раз говорил о необходимости социальной справедливости и равенства всех граждан России. Разве справедливо, когда руководители «Роснефти» и «Газпрома» Сечин и Миллер каждый день получают по 2 млн рублей. В то же время рабочие зарплату в 15 - 20 тыс. рублей в месяц не могут получить своевременно. Где справедливость?
- Последние десятилетия нашей республикой руководил назначенный бюрократ Наговицын. Он развалил промышленность, сельское хозяйство, обрушил всю экономику, хотя обещал планов громадьё.
- После акционирования завод стал, по сути, частным. Как ни странно, у бывшего директора ЗАО «Улан-УдэСтальмост» Суслова оказалось 49% акций, а у его сына – 46%. Так как завод стратегический, у него должно быть будущее, и он не должен «умирать». Так, много разговоров ведется о развитии мощностей БАМ. Мы, бамовцы, уложили земляное полотно под два моста. Но в настоящее время укладка второго железнодорожного пути идет крайне медленно.
Далее. Ко мне как к бывшему руководителю обращались комсомольские работники ЗММК и Бурятского участка БАМ, которые считают, что нынешние руководители администрации Улан-Удэ не знают, что дали БАМ, министерства строительства и транспорта СССР развитию города Улан-Удэ. Так, они сказали, в книгах «Развитие г. Улан-Удэ», где нет ни слова о нашем вкладе.
Поэтому мы напоминаем заслуги предприятия: это сам завод ЗММК, это новый мост через реку Уду, это реконструкция взлетно-посадочных полос аэропорта Улан-Удэ, это развитие и электрификация трамвайных путей, жилые кварталы – 40-й, 42-й и частично 43-й, школа №18, детский сад «Оюна», ресторан «Ургы», КСК ЗММК, ГПТУ-11 в поселке Восточный.
Кроме того, мы, бамовцы, построили и подарили городу Музей истории имени Хангалова. Об этом должны знать наши потомки.
Ратмир Мухаров, член оперативного штаба ГлавБАМстроя на Бурятском участке БАМ, заслуженный строитель БАМ и Республики Бурятия