Часть 1, продолжение в №10
- По вузам непростая тема. И если мы хотим расти, а мы хотим, то вузы должны соответствовать. Хоть они федерального подчинения, но имеют непосредственное к нам отношение. Находятся на нашей территории и обучают наших детей для наших организаций. Вузы – это наше дело, – заявил в начале марта глава Бурятии Алексей Цыденов.
Но что сегодня представляют собой вузы Бурятии? Первый вопрос, который возникает при внимательном рассмотрении, – готовы ли они к вызовам времени? Среди них самый больной – разрыв между спросом на кадры и предложением от вузов, являющийся следствием слабых кооперационных связей вузов с предприятиями. Кроме того, следует говорить о невысоком качестве профессиональной подготовки выпускников, недостаточной результативности фундаментальных и прикладных исследований, поколенческом разрыве научно-педагогических кадров, а также слабой интеграционной вовлеченности в международное научно-технологическое пространство. И, о чем не устают говорить руководители вузов, слабая финансовая модель и устаревшая материальная база.
Анализ состояния бурятских вузов провел кандидат экономических наук, доцент Школы цифровой экономики ДВФУ Андрей Ринчино. По его мнению, для дальнейшего роста и развития бурятским вузам необходимо объединиться. Тогда совокупный бюджет составит 2,4 млрд рублей в год (БГУ – 854,5 млн рублей, ВСГУТУ – 843,9 млн рублей, БГСХА – 454,1 млн рублей, ВСГИК – 269,8 млн рублей), что примерно соответствует бюджету одного такого вуза, как Байкальский государственный университет (2,5 млрд) или Иркутский университет путей сообщения (2 млрд руб.).
О проблемном материальном положении бурятских вузов открыто говорят и сами ректоры. Иван Калашников, и.о. ректора БГСХА: «Техническое оснащение тех вузов, которые есть, оно значительно выше по сравнению с нами. То есть производство стоит от обучения не настолько далеко. Мы несколько раз на законодательном уровне и в Хурале ставили вопрос об организации базовых хозяйств. Но на строительство так называемых производственных баз или клинических лабораторий нужны большие деньги. И тут возникает еще одна проблема. Финансирование – подушевое. А вот студентов с каждым годом все меньше» (см. таблицу 1).
Души, они же деньги
Для экономики эти сухие цифры означают непрекращающийся отток талантливых молодых людей: выпускники школ с высокими баллами ЕГЭ, победители олимпиад уезжают учиться в другие регионы и, как правило, не возвращаются. Они сравнивают возможности регионов и после окончания учебы в основном принимают решение остаться в крупных городах с развитой экономикой, социальной сферой, в которых есть возможности для карьерного роста и обеспечения высокого уровня жизни. Этот выезд отражает возросшую между регионами конкуренцию за человеческие ресурсы. Кроме того, отъезд тысяч абитуриентов – это «уход» нескольких сотен миллионов рублей в соседние регионы, которые автоматически получают «ренту» от обучения студентов из Бурятии. Разумеется, все это пагубно сказывается на экономике Бурятии.
Между тем Бурятия сейчас не может разбрасываться кадрами. Кадровый голод в республике такой, что компании готовы платить значительные средства за привлечение специалистов из других городов и даже из-за рубежа. Значительно упало и качество человеческого капитала, а с ним и качество управления, уровень культуры, образованности и простой человеческой порядочности.
Масштабы, они же задачи
Тем не менее воевать за абитуриентов необходимо – это понимают и руководство вузов, которые в ином случае просто лишатся финансирования, и власти республики, которые все чаще сталкиваются с кадровым голодом. И перед регионом стоит важная задача – кооперация деятельности разных региональных игроков на поле профессионального образования, которые бы могли действовать в рамках общих стратегических целей, ставить себе общие задачи и эффективно их решать.
– Иными словами, вузам региона нужно объединяться, и это важно – тесно интегрироваться с задачами развития индустриальных компаний и всего региона. Действительно, если говорить о модели сильного регионального вуза и его характеристиках, то, в первую очередь, речь идет о крупных многопрофильных вузах. Масштаб вуза должен быть соразмерен его задачам. И если это задача комплексного развития региона, то масштаб должен быть адекватным, – говорит эксперт.
Деньги, оно же качество
Штатный состав преподавателей вузов оптимизирован в соотношении «преподаватель/студент» 1 к 12,5. То есть на группу из 25 студентов вузу из госбюджета оплачиваются две преподавательские ставки, притом что число изучаемых в год предметов в среднем около 8. Это ведет к крайне негативным явлениям, когда один преподаватель читает до четырех совершенно разных курсов, по которым он не только не ведет научную работу, но даже не имеет возможности должным образом готовиться. Если бюджетный прием меньше 25 человек и вузы не набрали студентов на платные места, то нагрузка преподавателей вырастает до семи дисциплин в год. В итоге преподаватель превращается в «заводной граммофон», а учебный процесс - в имитацию обучения.
По этой же причине небольшой вуз практически не отчисляет слабых студентов, ведь это автоматически означает сокращение сотрудников, увольнение людей и вероятность получить 12–15 студентов на направлении и, соответственно, двух преподавателей, которые должны будут «тащить» по 15–20 предметов учебного плана. Стоит ли говорить, что на качестве учебного процессе все это сказывается катастрофически. Выходом из положения должна стать норма, согласно которой минимальный размер контрольных цифр приема по направлению не может быть ниже 25. Вуз, который получает такое государственное задание, имеет финансовую возможность собрать коллектив преподавателей, включающий специалистов по всем основным предметам образовательной программы. А это возможно только в крупных университетах.
Если обратить внимание на результаты приемной компании 2018 года по четырем вузам Бурятии, то можно заметить, что ряд образовательных направлений дублируется. Причем если по отдельности количество поступивших явно недостаточно для формирования полноценных рентабельных групп, то при объединении эта проблема исчезает.
Баллы, они же деньги
Согласно рейтингу Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», по качеству бюджетного приема в 2018 году Бурятия заняла 70-е место из 79 регионов (76 место в 2017 году). Средний балл ЕГЭ поступивших на бюджетные места составил 57,3.
В то же время Иркутская область заняла 51-е место (со средним баллом 62,6), Забайкальский край – 59-е (61,5), Красноярский и Приморский края – 40-е (64,1), Новосибирская область – 5-е (71,2), Томская область – 3-е (74,6), Санкт-Петербург – 2 (76,9), Москва – 1 (78). Таким образом, несмотря на то, что регион поднялся сразу на 6 пунктов вверх (+3,5 балла ЕГЭ), бурятские университеты существенно проигрывает соседним, а тем более столичным вузам.
В 2018 году школы республики окончили 5 449 выпускников. Из них для получения профессии поступили в учебные заведения Бурятии 2 192 человека (40%). Покинул Бурятию 2 531 человек (46,5%). В 2017 году этот показатель был равен 2 381 чел. (43,7%). Таким образом, налицо увеличение на 2,8%. При этом вузы Бурятии выбрал 1 191 чел. (22%), что в два раза меньше тех, кто отдал предпочтение другим университетам – 2 185 чел. (40%).
Продолжение в №10
Андрей Ринчино
Соотношение выпускников школ и абитуриентов в вузах Бурятии (таб.1) |
||
|
Человек в 2018 году |
В процентах |
общее количество выпускников школ Бурятии |
5 449 |
100,00% |
поступили в вузы Бурятии |
1 191 |
21,86% |
поступили в ссузы Бурятии |
1 001 |
18,37% |
поступили в вузы других регионов РФ |
2 093 |
38,41% |
поступили в ссузы других регионов РФ |
346 |
6,35% |
поступили в вузы за рубежом |
92 |
1,69% |
трудоустроилось |
241 |
4,42% |
призваны на срочную службу в ряды РА |
90 |
1,65% |
не поступили и не трудоустроились официально |
395 |
7,25% |