Проблемы образования обсудили в Улан-Удэ на очередном собрании члены совета БРО общественной организации «Всероссийский женский союз «Надежда России». Новый Федеральный закон «Об образовании» создает новую реальность в системе образования, подразумевающую платный принцип образования, вводит 100-процентную оплату за детские сады, дает возможность закрытия сельских школ без решения жителей села и так далее, лишает сирот возможности внеконкурсного поступления в вузы. Надежда Алешина, председатель БРО «Надежда России», помощник депутат Госдумы РФ Вячеслава Мархаева, рассказала об участии в работе круглого стола, прошедшего в преддверии принятия ФЗ «Об образовании» в Госдуме РФ в декабре 2012 года по проблеме «Защитим детей, спасем Россию».
В работе круглого стола, организованного Алевтиной Апариной, лидером женского движения «Надежда России», приняли участие более 350 человек, среди них политики, общественные деятели, ученые, представители Кубы, Сербии, Чехии, руководители 63 региональных отделений организации.
По словам Надежды Алешиной, зампред комитета Госдумы РФ по образованию, член КПРФ Олег Смолин на круглом столе отметил, что фракция КПРФ настаивала на выделении на образование 7% из федерального бюджета. По его словам, при меньших затратах ни одна страна мира успешной модернизации образования не проводила. В настоящее время расходы государства на образование составляют 4,1%, а в ближайшем будущем эти расходы планируется сокращать.
В итоге новый закон значительно обескровил сферу образования, хотя КПРФ вносила на рассмотрение депутатов законопроект, предлагавший принципиально иной, социально ориентированный курс образовательной политики. Специально для «Новой Бурятии» Надежда Алешина в таблице привела сравнение между основными положениями современного образования, законопроекта КПРФ и законом, который был в итоге принят Госдумой благодаря поддержке депутатов-«единороссов».
Надежда Алешина отметила, что старый Закон об образовании за последние 8 лет привел к падению позиций российского образования по всем показателям. А новый закон явственно показывает постепенное разрушение былых социальных завоеваний в России.
Участники круглого стола выступили против введения так называемой ювенальной технологии, построенной по патронатной системе и разрушающей институт семьи, внедряемым форсайт-проектом в развитии материнства и детства. В данный момент 70% населения в стране относится к категории бедных и с трудом могут прокормить своих детей. При помощи ювенальной юстиции государство сможет изымать детей из малообеспеченных семей, ввергая их в гораздо худшие условия детского дома. Государство обязано создать условия для воспитания детей в своей семье.
Надежда Алешина сообщила, что в результате более чем 40 встреч депутата Госдумы РФ Вячеслава Мархаева с педагогическими коллективами Бурятии выявлены основные проблемы системы образования республики. Самая главная проблема – низкая заработная плата, ее увеличение возможно только за счет сокращения штатов, увеличения часовой нагрузки, увеличения числа учащихся в классах.
– О какой качественной подготовке к тем же ГИА и ЕГЭ может идти речь, если учитель перегружен, завален различными отчетами, а в классах от 30 до 40 учащихся, – отметила Надежда Юрьевна. – При этом по новому закону часть часов отдана физкультуре, религии и ОБЖ. Бурятии вообще нужно отказаться от существующего нормативно-подушевого финансирования образования, как сделали в ряде других регионов. Мы видим, что такая форма финансирования не ведет к достижению поставленных целей – повышению качества образования и его результативности.
По словам Надежды Алешиной, при декларируемой средней зарплате учителей в 18 тыс. рублей в Бурятии большинство учителей получают значительно меньше. Чаще всего зарплаты учителей начинаются от 5 тыс. рублей. Из-за распределения так называемой стимулирующей части зарплаты в коллективах разгораются конфликты. В школах довольно напряженная ситуация. А в ряде школ уже проводятся родительские собрания, на которые для обсуждения выносятся предложения штрафовать родителей тех школьников, которые более трех раз не выполняют домашнее задание. И то ли еще будет.