Возвращение святыни

В Закаменском районе восстановили один из крупнейших дацанов Бурятии.
Общество |
Фото Возвращение святыни

26 августа прошло освящение нового здания Согчен дугана Санагинского дацана Даши Пунцоглин. Здание Согчен дугана возведено силами верующих. На трехэтажное здание размером 24x24 средства собирали буквально всем миром.

Всем миром

Всего на строительство было затрачено порядка 70 млн рублей, часть была выделена Буддийской традиционной сангхой России, остальные средства предоставили закаменцы, помогая как деньгами так и работами.

Самый отдаленный дацан республики имеет давнюю историю. Построенный в 1820 году, он состоял из семи храмов: в центре возвышалось каменное здание соборного храма – Согчен дуган, Шойро дуган (богословский факультет), Диважин дуган, где проводили диважин хурал, который способствовал хорошему перерождению умершего, Манбын дуган (факультет медицины).

Санагинский дацан был одним из крупнейших в Бурят-Монголии, число лам доходило до 700 человек. Располагал полным собранием сочинений Ганджур и Данжур в 1000 томах. В числе немногих дацанов устраивал мистерию Цам.

Разрушение и восстановление дацана

Архитектурный облик Санагинского дацана складывался постепенно. Сначала было построено первое деревянное здание в 1834 году. В 1867 году был освящен новый Чойра-дуган, факультет буддийской философии, где ламы, уже получившие звание геше, продолжали обучение, получали высшее образование и звания габжи и лхарамба. Дуган оформляли местные бурятские мастера: златокузнецы и резчики.

В 1882 году было построено трехэтажное здание Ехэ-сагаан дацан. Основным храмом стал трехэтажный каменный Цогчен дуган, вокруг которого располагались остальные 10 храмов-дуганов. Также были воздвигнуты еще семь субурганов, и еще два остались недостроенными.

4 мая 1930 года Восточно-Сибирский крайком ВКП(б) принял постановление об окончательной ликвидации религиозных вероисповеданий – буддизма, шаманизма, христианства в Сибири. Ранее преследованиям подвергались известные ламы со званиями, а после постановления под молот репрессий попадали и хувараки (ученики).

К концу первой половины 1930-х годов в дацане остались 7-8 стариков, и те под давлением местных властей написали заявление об отказе от службы в дацане.  Позже, в 1935 году, дацан был закрыт и разрушен.

Санагинский дацан был восстановлен в конце XX века Ринчином Дулмаевичем Зундуевым, он и стал его первым настоятелем. 20 мая 1990 года освятили основание дацана. В течение года был построен дацан и освящен 18 августа 1991 года.

Лежащий Будда

Одновременно с завершением строительства в дацане начата работа над созданием статуи четырехрукого Будды сострадания – Арья Балы, которая расположится чуть выше дацана. Это будет 47-метровая лежащая скульптура, созданная с использованием новейших технологий. Работу над ней уже начал известный скульптор из Закамны Юрий Мандаганов.

Несколько лет назад, пребывая в Санаге, Хамбо лама Дамба Аюшеев вспоминал слова первого Хамбо ламы Дамбы-Доржи Заяева, который, определяя место Диважина – земного рая, назвал Санагу дальней землей. Именно здесь Хамбо лама определил установку статуи Авалокитешвары на склоне горы. Это место благословенное, столетиями ранее в дацан приходили учиться хувараки Тунки, Закамны и Монголии.

– Хотим применить современные композитные материалы: стеклопластик, стеклоткани, эпоксидные смолы, цветные смолы, в общем, постараемся в духе времени с наименьшими затратами, с хорошим качеством, долговечно, – говорит заслуженный художник России Юрий Мандаганов.

Основные композитные материалы, которые будут применены в работе, по словам

художника, будут приобретаться за пределами республики. Ближайший город – Новосибирск. В работе применяется определенная технология и специфика, поэтому вся конструкция будет изготавливаться в Улан-Удэ, только потом вывозиться в Санагу.

На сегодня все работы ведутся только за счет средств верующих, которые перечисляют деньги на расчетный счет благотворительного фонда «Нэгэдэл». Все, кто хочет стать участником благого дела, могут перечислить средства на расчетный счет благотворительного фонда «Нэгэдэл»: № 40703810300170141849 или мобильный банк 89025641847, № карты 4276 8090 1304 0681, Будаев С.Д.

Мария Гордеева

 

Предание о Санаге

О том, как проникла буддийско-ламаистская вера в Санагу в местность Номтогол (долина знаний), рассказывают следующее.

Буддизм проник в Бурятию в ХVIII веке. В Санаге первый молельный дом-дуган построен в Номтоголе в 1786 году. Когда с миссией распространения буддизма направлялся в Санагу тибетский лама в сопровождении селенгинских лам, они дошли до Енгорбойского дабана. И тут внезапно возникла огромная женщина, которая стояла, преградив им путь, опираясь на вершины двух гор. Пришлось возвращаться назад и, сделав крюк, дойти до Санаги с востока через перевал Ута-Нюрган.

Старожилы рассказывают, что эта женщина была хозяйка Енгорбоя – Хyyхэн Бyмбэ, ревностно охраняющая черную веру – шаманизм. Обряд поклонения Хyyхэн Бумбэ и сейчас совершают только шаманы. Село Енгорбой считается в Закамне как «хатуу газар». Хозяйка строго охраняет экологию местности, нравственные заповеди, а также женщин, которые вышли из Енгорбоя. Каждый год женщины должны приезжать в Енгорбой и почитать ее хозяйку. Говорят, лама из Тибета воскликнул, что он прошел многие земли в Тибете и нигде не встречал места с таким сильным духом.

 

Кол-во просмотров: 2452

Поделиться новостью:


Поделиться: