Пассажирские перевозки вновь стали причиной конфликта – на этот раз между собой воюют представители официального перевозчика, обслуживающего маршрут 220 «Улан-Удэ – Хоринск» и представители группы «Хоринский попутчик 03». Взаимные оскорбления вылились в обращения в следственные органы и перехода группы Вконтакте в закрытый режим. А на фоне конфликта межмуниципальному транспорту запретили высаживать пассажиров на городских остановках, теперь они имеют право разгружаться только на конечной. В это же время начались угрозы в адрес «попутчиков» - им грозят пожарами.
Свежо предание
Конфликту между официальными перевозчиками и «попутчиками», возникшими как их альтернатива, на самом деле не один год. И характерны они не только для Хоринского района - в Бурятии действует 93 маршрута, из них 71 - межмуниципальный и 22 - пригородных. Общее количество автобусов - более 600. И практически на всех маршрутах конкуренцию перевозчикам составляют «нелегалы», как зачастую называют своих оппонентов перевозчики. Большинство из них, как правило, выезжают в столицу региона по своим делам и захватывают реальных попутчиков. Но есть и те, кто превратил такой подвоз в настоящую работу – утром выезжает в Улан-Удэ, после обеда обратно. Зачастую это единственный заработок «нелегала» - за вычетом расходов на бензин выходит вполне приемлемая сумма. И именно против таких попутчиков выступают официальные перевозчики.
- Обращение к нелегалам Хоринского района работающих через группы «Хоринский попутчик» в ВК и Вайбере! Если вы не понимаете русского языка, когда вам нормально объясняют – что нельзя заниматься пассажирскими перевозками без лицензии, если вы не думаете о том, на чем в дальнейшем будут ездить ваши дети, вы сами и ваши родители, потому что «попутчик» не может на 100% гарантировать отправление на определенный день и определенное время!!! Как и не может гарантировать безопасность ваших поездок!!! – такой весьма эмоциональный пост размещен в группе маршрута №220 Вконтакте.
Борются с нелегалами в Хоринском районе как законными, так и весьма сомнительными способами. В законной борьбе перевозчиков поддерживают Минтранс республики, ГИБДД и управление государственного автодорожного надзора. Более того, на одном из совместных совещаний эти органы решили организовать акцию «тайный покупатель», в ходе которой намеревались ловить нелегалов на живца. За перевозку пассажиров без лицензии предусмотрен штраф в размере 50 тыс. рублей, при повторном нарушении к нему может добавиться конфискация транспортного средства.
Угрозами и шантажом
Основной довод перевозчиков - снижение пассажиропотока приведет к сокращению машин на маршруте и его дальнейшему возможному закрытию. Именно этим официальный перевозчик в лице ИП Елисеева фактически шантажирует районные и республиканские власти. Для пассажиров заготовлен другой вариант - в случае с ними перевозчики говорят о безопасности, которую не смогут обеспечить нелегалы.
Основной массив угроз предназначен, конечно, «попутчикам». Для начала под огонь праведного гнева попала одна из организаторов группы “Хоринский попутчик 03” Оюна (имя изменено. - Ред.). Позже угрозы распространились и на самых активных участников группы. А последний случай и вовсе привел к тому, что группа Вконтакт приобрела «закрытый статус» - теперь в случае экстренной надобности выехать из района или в район смогут только ее участники. Оно и понятно - ведь в адрес «попутчиков» посыпались не только обвинения в незаконной предпринимательской деятельности, но и угрозы. Вплоть до того, что обещали сжечь имущество.
Виной тому стал очередной скандал, который произошел в середине октября. Одна из пассажирок попросила водителя сделать остановку на «Октябре», однако он ее просьбу не услышал. Вот как представляет ситуацию сторона перевозчика: «Некая Э. подняла скандал из-за того, что ей не остановили на «Октябре». Ругань переросла в маты и личные оскорбления водителя и маршрута, все это она подкрепила лживыми постами в группе «Хоринский попутчик». Перевозчики намерены подать на скандалистку в суд и сейчас ищут свидетелей. Тем временем одним из последствий скандала стал запрет Минтранса - межмуниципальный транспорт отныне не имеет права останавливаться в городе. Посадку и высадку маршрутчики имеют право делать только на автовокзалах.
Сферу пассажирских перевозок продолжают сотрясать скандалы и конфликты, иногда затаенные, они вырываются в публичную плоскость. И тогда становится ясно, что отрасль никак и никем не контролируется - Минтранс взял на себя лишь обязанности регулятора. Но понятно, что этого недостаточно, как недостаточно просто открыть здание заброшенного автовокзала и делать вид, что он соответствует современным требованиям.
Соелма Сандакдоржиева