По окончании балета «Тысяча и одна ночь» зрительный зал музыкального театра имени Н. Загурского в Иркутске взорвался аплодисментами, выкриками «браво!». Такая реакция публики бывает после очень хорошего спектакля, когда забываются повседневные заботы, а душа наполняется образами высокого искусства.
Иркутяне любят коллектив Бурятского государственного академического театра оперы и балета имени народного артиста СССР Г.Ц. Цыдынжапова, ждут, как дорогих гостей. Распределив гастрольное турне по жанрам, его большую часть театр отвел балетным спектаклям. Начинали с премьеры спектакля «Юки», поставленного на основе традиционной японской музыки, далее шла «Арлекинада» Доницетти, вечер современной и классической хореографии, спектакль по мотивам арабских сказок «Тысяча и одна ночь» на музыку Фикрета Амирова. Иркутяне успели посмотреть знаменитые балеты театра «Красавица Ангара» Книппер и Ямпилова, «Лебединое озеро» Чайковского.
«...Ночь» завораживала настоящими восточными танцами, сюжетом, в котором легенды соединялись с юмором, а любовь переходила в страсть. Известно, что главным персонажем спектакля является красавица Шехерезада, которая усмирила буйный нрав царя Шахрияра, поведав ему тысячу историй, в которых сила чувств соседствует с мудростью, высоким духовным началом человека.
Но, прежде чем Шехерезада появилась в балете, в нем была другая история, в которой Шахрияр убивает свою легкомысленную жену Нуриду. Первая часть основывалась на классическом построении спектакля с выразительными массовыми сценами и сольными номерами. Невольницы демонстрировали загадочную красоту танцев Востока, охотники отличались мужественными и воинствующими движениями. Дуэт Нуриды, народной артистки РБ Вероники Мироновой, и Шахрияра, дипломанта Всероссийского конкурса артистов балета Булата Раднаева, был полон выразительной пластики, сложных поддержек, любовного томления при расставании.
Нурида остается одна, но ненадолго. Сцену заполняют красавицы-невольницы и черные рабы, извивающиеся в страстных движениях, откровенных прикосновениях мужчин к женщинам. Нуриде нравится эта забава, она манит рабов, соединяется с ними в откровенном танце. В музыке Фикрета Амирова начинают тревожно звучать барабаны, появляется Шахрияр. Полный ненависти Шахрияр – Булат Раднаев медленно приближается к жене. Взмах руки – и Нурида падает бездыханной.
И снова танец самых красивых девушек города, они в отчаянии, царь приказал каждую ночь казнить по одной. Движения девушек сложные, порывистые, соединенные с холодной бесстрастностью палачей. На них красные одежды, строятся параллелями, перестраиваясь, режут резкими шагами кружение несчастных жертв царя. Эта сцена далека от классического исполнения балетного номера, в ней просматриваются ритмы современной хореографии, рассчитанные на психологическое воздействие, на констатацию драматизма происходящего.
Появляется Шехерезада. Лауреат Государственной премии РБ, дипломант международного конкурса артистов балета Анастасия Самсонова возникает из глубины сцены, на ней длинная черная вуаль. Шахрияр сбрасывает ее с незнакомки, являя блеск, чарующую красоту. Танец солистов балета начинается с конфликта, резкого наступления Шахрияра, его стремления убить девушку. Но побеждает нежность и мудрая предупредительность Шехерезады.
Балетмейстер-постановщик, народный артист Таджикистана, лауреат Государственной премии имени А. Рудаки Музафар Бурханов, разделив спектакль на два действия, во втором помещает знаменитые сказки о Синдбаде-мореходе, девушке и птице Рухх, сказки о жестокой Будур и влюбленном юноше, о храбром Али-Бабе, его ловкой жене Марджане и разбойниках.
Каждая сцена начинается с дуэта Шахрияра и Шехерезады, за ними – завеса, которую создают артисты балета легкими шторами-стягами, волнующимися в их руках. Если Шехерезада начинает возражать, на помощь царь призывает палачей, которые быстро усмиряют гордый нрав девушки. Герои балета занимают удобные позы и... следует повествование о Синдбаде-мореходе.
Экспрессивной, полной воинствующего духа и демонизма эту сцену делает появление зловещей птицы Рухх в исполнении солистки балета Ксении Федоровой. Она кружит возле влюбленного Синдбада и его девушки, пытается разлучить их, если не силой, то злыми чарами околдовать. Но разве колдовство бывает сильнее любви? Синдбад солиста балета Виктора Дампилова сильнее и мужественнее зловещей птицы, в танце-поединке он прогоняет злобную фурию. Победила любовь, оживившая всех людей, превращенных Рухх в каменных идолов.
История о царевне Будур и юноше, посмевшем взглянуть на нее, драматична – за любовь он должен поплатиться головой. Будур солистки балета Лии Балдановой действительно прекрасна. Она милостиво снисходит до юноши, начинает танец, полный очаровательного изящества, манящей красоты, сложных переливов чувств. Но магия притяжения исчезает так же быстро, как и возникла. Юноша народного артиста РБ Батора Надмитова простодушен, к Будур идет открыто, не скрывая своих чувств. Как завороженный, он сначала повторяет движения царевны, подхватывает её, несет, переполненный счастьем. Но это счастье было мигом, стражники хватают несчастного, казнь останавливает Щахрияр.
Сказка о храбром Али-Бабе полна юмора и проказ, которые учиняет юноша над разбойниками. Али-Баба солиста балета Зоригто Хамаганова и Марджана солистки балета Евгении Ревцовой под стать друг другу, вместе они дурачат разбойников, в случае опасности жена может защитить мужа, ударить нападающего по голове огромной булавой.
Сказки балета прошли волшебным сном или чарующей бессонницей, как у Шахрияра, слушающего их по ночам. На сцене вновь появляются невольницы, прекрасные девушки и юноши, их движения наполнены любовью, нежностью, открытостью душевных порывов. Из глубины сцены появляется Шехерезада, замирающая и быстро кружащаяся в фуэте, следом царь Шахрияр выполняет высокие, летящие прыжки. Солисты объединяются в порывистом танце, полном искренних объятий, торжества переполняемых чувств. Звезды, ярко светящиеся на заднике сцены, гаснут. День возвещает о любовной паре, навеки объединившей сердца.
Аплодисменты, выкрики «браво!» и цветы, которые преподнесли блистательным исполнителям благодарные зрители.