Задача режиссера – вызвать в актере творческий процесс, задача актера – прожить на экране жизнь. А есть еще операторы-постановщики, технические директоры, художники по свету, звукорежиссеры, режиссеры монтажа и еще немало тех, кто создает кино. И все они, подчиняясь общей идее, становятся единым организмом. Немалая роль в этом «организме» отведена визажистам, стилистам и имиджмейкерам. Они должны видеть готовые образы актеров наравне с режиссером. Это большой творческий процесс, о котором «Новая Бурятия» побеседовала с визажистом фильма «Отхончик. Первая любовь» Натальей Гвалт и стилистом Романом Викуловым.
– Ребята, расскажите, как вы попали в этот проект?
Рома: До «Отхончика» я работал в салоне-студии «Соло». Наш руководитель Алена Калашникова предложила поучаствовать в одном интересном проекте. Я сразу согласился. Мне всегда в душе хотелось заняться чем-то подобным, да и работа в четырех стенах поднадоела. Мечтал о чем-то, полета какого-то хотелось, что ли (улыбается). Так все и началось!
Наташа: А меня на проект пригласила Ира (Ирина Геранина – директор фильма. – Ред.), мы раньше работали вместе на фотосессиях. Я давно хотела попробовать себя в роли визажиста в кино. И очень рада, что мне представилась такая возможность!
– Ну и как, вдохновились идеей фильма?
Рома: Еще бы! Это же все о нас и про нас. Фильм получится не «тяжелым», он домашний, с теплым юмором. И в отличие от местных фильмов, снятых «для прикола», это уже достойное художественное полотно. Здесь есть идея. Есть конфликт и его решение. Есть драма. Но самое главное – в нем отражены ценности двух культур.
Наташа: Мне тоже очень понравилась идея фильма. Думаю, что получилась очень жизненная история, с глубоким смыслом, лиричная и приправленная юмором. Подобные истории находят место в жизни, я уверена, что кино будет интересно смотреть всем.
– Ваша задача – видеть образ на протяжении всей истории. Какую лепту внесли вы в фильм «Отхончик. Первая любовь»?
Рома: Роль стилиста и визажиста не менее важна, чем роль остальной съемочной группы. Как бы хорошо не был подобран ракурс, каким бы ни был захватывающим сюжет, в первую очередь зритель обращает внимание на внешний вид актеров. А понять режиссера было легко – мы его чувствовали. Без чутья в нашей профессии тоже не обойтись.
Наташа: Моя задача на площадке – дополнять общий художественный план соответствующим гримом. И было очень важно, чтобы моей работы в кадре не было видно. Но при этом, чтобы хорошо читался задаваемые сценарием возраст, характер и создаваемый режиссером образ. Поэтому грим делался очень деликатный, но кардинальный: кого-то приходилось старить, рисуя морщины и пигментные пятна, красить волосы под седину, а кого-то, наоборот, я «молодила», придавая румянец и свежесть. Такие вот «метаморфозы»!
– Рома, вопрос к тебе. Как ты справлялся с длинными, густыми волосами актрисы Марты Зориктуевой?
Рома: О, да! Было непросто. Марта Цыреновна мне говорила, что перед спектаклями она укладывает их всегда сама, ибо ни один стилист с ними не справляется. А мне удалось.
– А приходилось ли работать в форс-мажорных условиях? Ведь были натурные съемки.
Рома: Да, работали мы и в экстремальных условиях, прямо на съемочной площадке. Это же не салон, не было нужных удобств, должного освещения. Зато было жутко интересно – мы создавали настроение героев через их образы. Например, передать утреннее настроение, создать образ «после ночного застолья». Это творчество в чистом виде.
Наташа: В съемочном коллективе все люди творческие и именитые, что вдвойне приятно. И работа проходила легко, атмосфера была пропитана дружбой и юмором. Режиссер всегда очень точно и ясно задавал задачу, и я понимала, чего от меня хотят. Визажисту проще – нам не нужно зеркал, моек и розеток. Все, что необходимо, это свет и моя сумка. Мне привычно работать без условий. Будь то машина или подвал с фонариком в руке, улица с зонтиком или пронизывающий холод в теплых варежках. В «Отхончике» мы как раз работали и на улице под снежком, и в маленькой комнате, где кто-то ест, кто-то переодевается, а кто-то спит!
– Наташа, а как рождается образ героя? Как это вообще происходит?
– Образ я создаю под общее настроение снимаемой сцены. Сначала второй режиссер Елена Худякова или художник-постановщик Ольга Жукова описывали ситуацию. Например, мама Дулмы находится дома, в ожидании гостей. Она живет в деревне, ведет хозяйство. Мы думаем, раз она в ожидании будущих родственников, значит, могла прихорошиться возле зеркала. А мама Женьки – горожанка. Она всегда ухоженная, видная женщина. Образ прорисовывается интуитивно, остается лишь немного придать ему жизни.
– Актеры, сыгравшие в «Отхончике», рассказывают немало забавных ситуаций, происходивших во время съемок. Может быть, и вы чем-то поделитесь?
Рома: Поделиться хочется теплом, которое царило на площадке. Это было здорово! Перед съемками мы закупали еду впрок. Пока ребята готовили технику, те, кто недоспал, «просыпались». Мы пили кофе, общались. Даже работой-то не назовешь – приятное времяпрепровождение! Вот пара историй. За время съемок, которые проходили в деревне, собаки и кот, которые там жили, видимо, настолько уже к нам привыкли, что принимали нас за своих, радовались каждому нашему приходу! А еще я никогда не забуду продвинутого чувства юмора нашего актера, который играл дедушку (Михаил Елбонов. – Ред.). Вот он постоянно пел одну веселую песню, и я начал уже воспринимать ее, как саундтрек фильма.
Наташа: Очень интересные были моменты, когда снимали сцены в больнице. «Кино снимают», – шептались между собой больные, толпились рядом с нами. Некоторые из них в сончас про сон забывали, приходили и подглядывали за съемками – что же они там снимают? Бабушки хотели в кадр попасть. Приходилось перекрывать вход, чтобы посторонние в кадр не попали. Еще здорово было попробовать настоящий бухлер, сваренный по заказу.
– Фильм все-таки о любви. Что для вас любовь?
Рома: Это два мира, которые встретились не просто так. Мне жаль тех, кто не верит в любовь, избегает ее и, о ужас, смеется над чувствами. Это дар. Подарок. А подарки надо беречь. У меня есть любовь.
Наташа: Любовь это полет, пока она есть – ты паришь, а все остальное кажется таким далеким и размытым.
– Как же пронести любовь через года, через жизнь?
Рома: Если это любовь, то таких вопросов не задаешь. Ни себе. Ни ей. Ни судьбе.
– Что вы пожелаете создателям фильма, зрителям и нашим читателям?
Рома: Смотрите всегда вперед. Пусть бурятское кино тоже смотрит только вперед! Миром движет любовь. А всем-всем желаю ставить большие цели и добиваться их! И найдите, если еще не нашли, свое простое человеческое счастье!
Наташа: Смотрите фильм с любимым человеком, с семьей!