Военные кинули Джиду

Жители поселка Джида остались с брошенными многоэтажками и пустой взлетно-посадочной полосой военного аэродрома. Военные летчики покинули авиабазу еще в декабре прошлого года, а сейчас вывозят семьи.
Общество |

Жители поселка Джида остались с брошенными многоэтажками и пустой взлетно-посадочной полосой военного аэродрома. Военные летчики покинули авиабазу еще в декабре прошлого года, а сейчас вывозят семьи. Руководство района ищет применение бывшему военному объекту. В частности, власти предлагают создать международный аэропорт либо использовать его как базу для МЧС. С просьбой поспособствовать джидинцы обратились к депутату Госдумы РФ Василию Кузнецову. Пока руководители ищут выход, жители подсчитывают собственные убытки – без работы уже осталось 450 джидинцев, к которым добавятся еще 150 человек.

Джидинцы и аэродром

Уход военных стал настоящей трагедией для Джиды. Местный бюджет потерял более 20 млн рублей, многие жители – работу, а местные предприятия – квалифицированных специалистов. Хотя глава района и держится с оптимизмом, однако заметно, что эта проблема волнует местных жителей. Пока еще в поселке остается ракетно-зенитная часть, но и ее в мае собираются выводить.

- Гарнизон практически уехал, и нас беспокоит состояние городка и аэродрома. Инфраструктура уже начала рушиться. Начались нехорошие процессы, ведь там нет даже охраны. Минобороны уже не обращает на нее внимания, – отметил глава администрации Джиды Геннадий Шман.

Передислокация вызвана масштабными изменениями в армии. Массовое укрупнение военных округов (создание из 6-ти округов 4-х оперативно-стратегических командований) коснулось и авиации. В середине 2010 года начальник Генштаба Вооруженных сил РФ генерал армии Николай Макаров объявил, что Минобороны приняло решение о создании 8-ми объединенных авиабаз и двух морских авиабаз. После такого объединения в эксплуатации Минобороны останется 27 основных аэродромов, а не 245 аэродромов, как было.

- В частности, объединенные авиационные базы будут дислоцироваться в Воронеже, Челябинске, в населенном пункте Домна (под Читой), близ Комсомольска-на-Амуре и в других городах страны, – рассказывал г-н Макаров.

Необходимость создания объединенных авиабаз генерал объяснил большими тратами на содержание аэродромов. Сейчас один аэродром обходится военному ведомству примерно в 1 млрд рублей ежегодно. «Эта сумма запредельная», – заявил тогда начальник Генштаба. В число нерентабельных аэродромов попал и Джидинский, на котором с начала 70-х годов дислоцировались входящий в 21-ю смешанную авиадивизию 2-й гвардейский Оршанский бомбардировочный авиаполк и 7-я зенитная ракетная бригада. Сейчас полк уже переведен в Челябинск, скоро переедет и бригада.

Численность убывающих с территории Бурятии военных составляет 1710 человек. Из-за передислокации военных летчиков потери республиканского бюджета в 2011 году и на период до 2013 года составят 105 млн рублей. Однако больше всего из-за перевода авиабазы, где базировались фронтовые бомбардировщики Су-24, теряет бюджет самого поселка, который долгие годы был преуспевающим поселением и не требовал дотаций.

После ухода военных налоговая база Джиды сократилась катастрофически. Это грозит закрытием магазинов, сокращением количества учащихся и учителей в местной школе. Убытки поселкового бюджета оцениваются примерно в 20 млн рублей. В поселке уже выросла безработица. Сейчас безработных насчитывается 400–450 человек (большинство из них ранее были трудоустроены в гарнизоне). Вскоре высвободятся еще 150 человек.

- Нужно скорее решать, как задействовать аэродром. Все это очень грустно, а ведь когда-то авиабаза гремела на всю Россию. Единственная база в регионе, пригодная для любых типов самолетов. Две полосы длиной 2,5 км. Таких баз в России мало, ближайшая на Дальнем Востоке. А сейчас все бросают, военнослужащих выводят на голое место. А сюда уже вложены миллиарды, – рассказал начальник Джидинской КЭЧ Сергей Троцкий.

Руководство района обратилось по вопросу дальнейшей эксплуатации аэродрома в Минобороны, а также попросило помощи у депутата Василия Кузнецова.

- Аэродром создавался после 1969 года в связи с конфликтом на острове Даманский, с тех пор он ни разу не потребовал капремонта. Здесь можно организовать международный аэродром, ведь сейчас нам некуда сажать «Боинги», а здесь есть для этого условия. Еще одним вариантом было бы организовать здесь базу МЧС, они могут себе это позволить, – отметил председатель совета депутатов МО «Джидинский район» Булат Доржиев.

Однако даже если все эти обращения возымеют действие и аэродром заработает, останется проблема с жилым фондом. Заселяться в многоэтажки местные жители не намерены, а значит, их ждет судьба большинства брошенных военных городков.

Кому мешает статус

Еще один вопрос, который волнует в основном джидинских учителей, касается статуса поселения городского типа Джида. После вывода гарнизона количество детей в школе уменьшается с 707 до 586. Но классы по-прежнему переполнены и составляют до 30 учеников, дети учатся в две смены. В этом году создано 4 первых класса. Понятно, что нагрузка на учителей ложится просто огромная, но получают они при этом меньше, чем учителя сельских сел. И причиной этого является статус Джиды как ПГТ.

- Мы давно пытаемся перевести поселение в статус сельского. Однако нужно понимать, что только для нас на это потребуется 20 млн рублей, а в республике 65 таких поселений, – отметил глава Джидинского района Виталий Батодоржиев.

Помимо этого, жителям села явно требуется новая школа. Здание школы было построено еще в 1941 году и пережило три наводнения, в результате чего появился грибок. Администрация села и сама могла бы помочь школе, однако, согласно законодательству, они не имеют таких полномочий. Этот вопрос Василию Кузнецову также предложили поднять в Госдуме.

Кол-во просмотров: 2506

Поделиться новостью:


Поделиться: