«Если мало денег, трудности в семье или со здоровьем, нужно сходить к шаману. Он выполнит обряды, покапает, и все будет хорошо», — примерно так считают многие люди в Бурятии. И, как ни странно, эта вера имеет глубокие корни, ведь шаманизм – одна из основных форм религии, которая исповедуется в Бурятии.
Слово «шаман» произошло от эвенкийского слова «саман» — безумный, сумасшедший, неистовый. Российские исследователи верований народов Сибири в ХVII — ХVIII веке начали свою работу именно с эвенков, а потом распространили название «шаманизм» для обозначения верований всех народов России. Так, тэнгрианство, которое испокон веков исповедовали в Бурятии и в Монголии еще до появления буддизма, попало в разряд «шаманизма», где и находится до сих пор.
Является ли, тэнгрианство частью шаманизма или отдельной религией, вопрос спорный, но то, что в Бурятии исповедуют шаманизм, а не тэнгрианство, уже прочно въелось в наше сознание, и словом «шаман», или «шаманист» мы привычно называем современных приверженцев тэнгрианства. Впрочем, и сами тэнгрианцы называют себя шаманистами и говорят, что это одно и то же.
Эпос «Гэсэр» — яркое проявление верований тэнгрианства, веры, что за Вечным Синим Небом живут небожители: боги, ханы, богатыри. Кстати, воины Чингисхана были тэнгрианцами.
Наш собеседник — Баир Жамбалович Цырендоржиев, верховный шаман религиозного центра «Тэнгэри». Мы задали ему вопросы на различные темы.
О себе
— Я родился в селе Чиндалей Дульдургинского района Агинского округа. Окончил школу, потом сельхозинститут в Улан-Удэ, отслужил в армии. Работал в колхозе ветеринарным врачом, главным ветеринарным врачом в Агинске. В 90-е годы все развалилось, всех распустили по домам. В 93-м году получил первое посвящение в шаманы, отслужил первую службу, перешел на духовную работу. В 2000 году переехал в Улан-Удэ, работал консультантом в торговой фирме. Участвовал в возрождении шаманизма в Бурятии вместе с нашим лидером Надеждой Ананьевной Степановой. В 2003 году организовали религиозное объединение «Тэнгэри». Здесь и работаю до сих пор.
Об устройстве мира
— Новые религии верят в одного Бога. В тэнгрианстве, шаманизме множество богов. Есть верхний мир – мир тэнгриев, небожителей, срединный мир – наш мир и подземный мир – мир духов, умерших. В современном понимании это макромир (Вселенная, Галактики, иные миры), срединный мир – это Земля, мир, в котором мы живем, и микромир – мир бактерий, микробов, вирусов.
О призвании
Сейчас некоторые шаманы открывают духовные школы с получением аттестата. Духовные учения. Но есть понятие «традиция». По традиции мы принимаем это служение от своих предков. В роду обязательно должен быть шаман. Это внутреннее состояние сознания. Все обучение проходит в период посвящения. У нас существуют 9 посвящений, и обучение может длиться всю жизнь.
О божествах
Боги – это духовные субстанции, которые находятся вокруг нас. Мы частицы богов, так как имеем души. Если тело создается из генетического материала нашего папы и нашей мамы, то наши души формируются еще в утробе матери, получают энергию. Это энергия гор, травы, лесов, рек, озер, местности, где мы были зачаты. Где родились, проживаем, энергия того, чем мы питаемся, энергия божеств, которые обитают в этих местах. Это энергия жизни. Бывает, что она иссякает. Мы восстанавливаем эту энергию, когда молимся божествам, духам земли, которым молились ваши предки.
Каким божествам молиться
Если не знаешь, каким божествам молиться, то нужно узнать, из каких мест мама, откуда папа. Какую фамилию носили родители. Какого ты рода. Шаманы знают все бурятские рода и определят, какого ты рода и племени. Из рода найонов, дарханов или целителей. Всё земное идет по матери. 70% — с женской стороны, духовное – по отцовской линии. Мы можем сказать и посоветовать, каким божествам вам нужно молиться.
О глобализации и шаманизме
Глобальный мир интересен тем, что людям хочется познать что-то новое, необычное. Появляется множество новых духовных течений, учений, практик, новые духовные учителя. Шаманист молится за людей тем божествам, которым молились их предки. Кому молились мои предки? Кем были эти божества? Почему они молились этой горе, а не другой? Когда человек начинает искать свою сущность, он начинает задавать эти вопросы. Появляется внутреннее сознание, что нужно познать себя. Тогда у него возникает потребность помолиться. Если ты познал божеств своих предков, их почитание, то познал себя. Тогда человек отправляется на родину своих предков.
О вере
С потерей традиций и языка мы очень много потеряли в вере. Сейчас почти все материально. Человек приходит к вере или от опыта, или от традиций. Раньше люди верили в то, во что верили их предки, сородичи, все вокруг. Сейчас все стало материальным. Люди хотят материальных благ, успеха, денег, зарплаты, власти. Если они не получают этого, то часто идут в дацаны, храмы, мечети, к шаманам, чтобы получить. И путем такого опыта приходят к вере. Но таким же путем эта вера умирает. Если человек этого не получает, то перестает верить.
Об истории
Человек быстро забывает историю, опыт других цивилизаций, мы считаем, что наша современная жизнь лучше, чем была в прошлом. Но в прошлом жизнь была гораздо более духовной, чем та жизнь, которую мы сейчас проживаем.
— Если ты достигаешь божественного сознания, то оно должно быть незамутненным, трезвым.
О черных и белых шаманах
Черный шаман – это шаман, который принял призвание по материнской линии, а белый – по отцовской. Только и всего. Всё остальное выдумки. Один ученый неправильно написал, и так и пошло дальше.
О «долларах в глазах шамана»
Если ты работаешь ради наживы, денег, то ты не шаман. Если шаман поймет вкус денег, то он уже не шаман. Это как наркотики — если один раз попробовал, то не остановишься.
О коронавирусе
Мы должны применить наши знания и умения на пользу людям. Мы должны молиться нашим богам, божествам, чтобы защитить людей. Любая болезнь, любой непорядок это последствия дисгармонии. Мы сами нарушаем порядок, когда врываемся в микромир микробов, вирусов, бактерий. Мы должны обратиться к Отцу-Небу, Матери-Земле, чтобы наладилась эта гармония. Когда порядок восстанавливается, появляется стойкость к болезни, иммунитет, и болезнь уходит. Коронавирус пройдет, как другие болезни, вирусы, эпидемии. Через десять лет мы будем только вспоминать о нем. В шаманизме есть понятие гармонии. Когда все духовные и материальные существа придут к гармонии, наступит счастье.
Нет шаманов в роду
Люди, которые стали шаманами, даже если у них в роду не было шаманов, всегда были и будут. Шаманами иногда становятся даже люди других национальностей, например, русские. У таких людей необычное понимание мира: расколоты их гены – гены духовности. Шаманом часто становятся в критических ситуациях, пережив клиническую смерть, или когда появляется дар видеть и слышать, понимать, появляется новое видение жизни.
Об алкоголе
Алкоголь вначале приводит в состояние божественной нирваны. И они снова и снова стремятся к этому. Но уже не находят. А пристрастие остается. До войны так не пили. Это началось после войны, когда вернулись фронтовики. Тогда после каждого собрания, сходки начиналось питие. В религиозном характере шаманизма алкоголь разрешали употреблять только к 45 годам. Водка подносилась божествам как конечный продукт переработки молока.
О трезвости
Все должны прийти к Богу в трезвом состоянии. И дело даже не в том, чтобы не пить вино или не употреблять наркотики. Даже молитвы и медитации изменяют сознание. Даже совместные молитвы в церквах. Огромные скопления людей воздействуют на человека, и они поддаются общему настрою. И начинают верить. К вере нужно приходить трезво, осознанно. Не в измененном сознании.
О религиях
Чем религия древнее, тем она терпимее. Чем религия новее, тем она нетерпимее. Это же можно сказать и о буддизме. В древней столице Монголии Каракоруме раньше было много храмов: и христианских, и мусульманских, и тэнгрианских. Но с приходом буддизма в Монголию, которое началось при правлении Хубилая, все они были уничтожены. Шаманизм является проторелигией и всегда подвергался гонениям более молодых религий и атеистов.
Это все, что сказал Верховный шаман Бурятии. Точнее, то, что я успел записать.
Однажды, около пятнадцати лет назад, у моего друга заболела мама. Он показывал ее разным врачам, медицинским светилам, возил в Иркутск и Москву, но ничего не помогало. Тогда кто-то посоветовал ему свозить ее на малую родину, в Мухоршибирь. Он свозил ее к родовым местам. Местный шаман сделал обряд, молился духам. Потом они вернулись в Улан-Удэ. И мама пошла на поправку. Друг мой всегда был атеистом и скептически смотрел на верующих людей. Но, тут он признался: «Знаешь, наверное, в этом что-то есть.
Правда, этот опыт так и не привел его к вере. А мне почему-то мне всегда импонировала идея Вечного Синего Неба как престола Божия. Вполне возможно, это приятие заложено у меня в генах, ведь мои предки как раз и молились Вечному Синему Небу. И по большому счету никто из них не вдавался в подробности, чтобы конкретизировать образ Бога, который там скрывается. Вполне резонно, наши предки думали, что это не нашего человеческого ума дело.
Андрей Мухраев