Валерий Петров: «В Бурятии снижается уровень преступности»

Пятый год прокуратуру Бурятии возглавляет государственный советник юстиции 2-го класса Валерий Петров. На этот пост он был назначен 15 ноября 2006 года.
Общество |

Пятый год прокуратуру Бурятии возглавляет государственный советник юстиции 2-го класса Валерий Петров. На этот пост он был назначен 15 ноября 2006 года.

В интервью «Новой Бурятии» руководитель прокуратуры РБ рассказал о состоянии законности в республике, борьбе с коррупцией, надзорной деятельности и работе с населением.

– Уважаемый Валерий Георгиевич, как вы оцениваете общее состояние соблюдения законности в Бурятии по итогам прошлого года?

– В прошлом году в республике было выявлено 30199 нарушений закона, что на 11,5% меньше, чем в 2009 году. Наблюдается положительная тенденция снижения уровня преступности. Снижение регистрируемой преступности произошло практически во всех районах республики. Статистика свидетельствует об уменьшении числа тяжких и особо тяжких преступлений, грабежей, разбойных нападений, краж и т.д.

При этом прокуроры сосредоточили основные усилия на реализации правозащитной функции. Благодаря этому было пресечено 15737 нарушений прав и свобод человека и гражданина. Работа прокуроров в сфере экономики была сконцентрирована на надзоре за эффективностью деятельности государственных органов (органов власти, местного самоуправления), законностью, полнотой и достаточностью правового регулирования.

Усилия прокуроров по защите экономических интересов государства были сосредоточены на обеспечении законности нормативного регулирования, выявлении и пресечении преступных, коррупционных проявлений при распоряжении государственной, муниципальной собственностью, расходовании бюджетных средств, надзоре за эффективностью деятельности контролирующих органов. Прокурорами было выявлено 7620 нарушений законодательства в этой сфере. При этом на особый контроль был поставлен надзор за соблюдением конституционных прав граждан в условиях финансового кризиса, в том числе и трудовых прав. В результате на предприятиях республики на 25% снизился долг по заработной плате.

– В настоящее время в некоторых районах республики сложная лесопожарная обстановка. Возможно, там допускались какие-то нарушения?

– В прошлом году, к сожалению, уполномоченными органами – Республиканским агентством лесного хозяйства (РАЛХ), Министерством природных ресурсов РБ, ГУ «Авиационная и наземная охрана лесов» не реализовывались в полной мере полномочия по охране лесов от пожаров, организации государственного пожарного контроля и надзора в лесах республик, предотвращению и пресечению правонарушений, связанных с лесными пожарами. По представлению прокуратуры республики за допущенные нарушения закона к дисциплинарной ответственности привлечено 13 должностных лиц.

В Министерстве природных ресурсов Бурятии и РАЛХ выявлены нарушения при организации профилактики, борьбы с лесными пожарами. При возникновении отдельных крупных пожаров на территории республики органами лесного хозяйства допускались факты несвоевременного обеспечения и достаточного наращивания привлеченных сил и средств согласно мобилизационным планам. Лесничествами ряда районов республики не осуществлена организация надлежащей работы наблюдательных пунктов, наземного и авиационного патрулирования.

С учетом результатов надзорной деятельности в ходе пожароопасного периода 2010 года были приняты дополнительные меры по своевременной подготовке к новому пожароопасному периоду. За истекший период этого года было выявлено свыше 400 нарушений федерального законодательства, внесено 108 представлений, к дисциплинарной и административной ответственности привлечены 94 виновных лица. Установлено, что РАЛХ не обеспечивал надлежащий контроль за деятельностью подведомственных учреждений. Из 37 лесопожарных формирований в 21-м проверки готовности к лесопожарному сезону не проводились. Предусмотренные государственным контрактом противопожарные мероприятия в 13-ти лесничествах своевременно не выполнялись.

Меры прокурорского реагирования предпринимались в отношении органов местного самоуправления, не обеспечивших надлежащее исполнение полномочий по защите территорий от чрезвычайных ситуаций природного характера.

Администрациями сельских поселений «Сосново-Озерское», «Тужинкинское», «Гундинское», «Кондинское», «Целинное», прилегающих к лесам, не были установлены средства звуковой сигнализации для оповещения людей. Населенные пункты не имеют прицепной пожарной мотопомпы, не разработаны мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения. Аналогичные иски направлены в суды прокурорами Хоринского, Заиграевского, Бичурского, Иволгинского, Джидинского и других районов.

По фактам непринятия оперативных мер по тушению лесных пожаров, переросших в крупные, Восточно-Байкальским межрайонным природоохранным прокурором, прокурорами Баргузинского, Кижингинского, Хоринского, Прибайкальского районов внесены представления руководителям РАЛХ, ГУ РБ «Авиационная и наземная охрана лесов», территориальных лесничеств.

17 июня по факту ненадлежащего исполнения РАЛХ полномочий по организации тушения лесных пожаров, обеспечением мер пожарной безопасности прокуратурой республики внесено представление президенту-председателю правительства Бурятии Вячеславу Наговицыну. Прокуратурой республики организован надзор за законностью деятельности правоохранительных органов при выявлении и расследовании преступлений, связанных с лесными пожарами. 20 июня текущего года министру МВД республики Александру Зайченко внесено представление об устранении нарушений, допущенных при раскрытии и расследовании уголовных дел о преступлениях, связанных с лесными пожарами.

Несмотря на многочисленные прокурорские проверки, положение с исполнением законодательства об охране лесов не улучшается. Недорабатывают

направлении и районные прокуроры, несмотря на большое количество скрытых нарушений, вопрос о дисквалификации виновных лиц не ставился. Предложение о досрочном прекращении полномочий в соответствии с законодательством о местном самоуправлении глав муниципальных образований, не принявших мер к обеспечению пожарной безопасности прокурорами не вносились.

– В последнее время в стране увеличивается количество уголовных дел антикоррупционной направленности. Насколько успешно ведется борьба с коррупцией в Бурятии?

– Борьба с коррупцией является приоритетным направлением нашей работы. В прошлом году органами прокуратуры республики в сфере осуществления надзора за исполнением законодательства о государственной, муниципальной службе и противодействии коррупции выявлено 937 нарушений закона. Для их устранения внесено 357 представлений, к дисциплинарной и административной ответственности привлечено 180 должностных лиц, принесено 23 протеста, объявлено 40 предостережений о недопустимости нарушений закона, направлено 35 исков в суд.

Возбуждено 174 уголовных дела коррупционной направленности. Всего расследовалось 106 уголовных дел с учетом остатка прошлых лет. Ущерб составил 4 млн 924 тыс. рублей. В ходе следствия добровольно возмещен 1 млн 445 тыс. рублей. При этом к уголовной ответственности за преступления коррупционной направленности привлечено 71 лицо. За совершенные преступления коррупционной направленности осуждено 46 лиц к различным видам наказания. В отношении 4-х лиц вынесены оправдательные приговоры.

В целом в 2010 году зарегистрировано 118 сообщений о преступлениях, совершенных лицами, обладающими особым правовым статусом. По результатам доследственных проверок в 94-х случаях приняты решения об отказе в возбуждении уголовного дела. Уголовные дела возбуждены в отношении 20-ти лиц данной категории (следователь ОВД – 1, адвокаты – 4, депутаты органов самоуправления – 5, члены выборных органов местного самоуправления – 8, депутаты законодательных органов – 2). По результатам расследований в суды республики с обвинительными заключениями направлено 13 уголовных дел в отношении 13 лиц, прекращено 2 уголовных дела.

– В коррупционных делах порой бывают замешаны и сами правоохранители?

– В прошлом году в отношении сотрудников правоохранительных органов было возбуждено 69 уголовных дел коррупционной направленности. В том числе в отношении 23 сотрудников органов внутренних дел Бурятии. В отношении сотрудников милиции в суд для рассмотрения по существу направлено пять уголовных дел. Из них по трем уголовным делам на сегодня вынесены обвинительные приговоры. В ходе проведенной проверки исполнения законодательства при приеме и прохождении службы в органах внутренних дел выявлено, что сотрудниками органов внутренних дел республики не соблюдались установленные законом запреты и ограничения, допускались факты совершения ими преступных деяний, связанных с использованием поддельных дипломов об образовании.

– В правоохранительной системе России создан Следственный комитет. Что изменилось в практике надзора с выделением следственного аппарата в отдельную службу и как распределились обязанности между прокуратурой и следствием?

– Эта идея не новая. На мой взгляд, работа Следственного комитета вне системы прокуратуры создает необходимые условия для эффективной реализации полномочий прокуроров по надзору за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия, а также позволяет повысить объективность следствия. Ведь когда прокуроры и следователи действуют независимо, строго в рамках своей компетенции, гражданин чувствует себя более защищенным. Ранее прокуратура была и организатором следствия, и исполнителем. То есть прокуратура возбуждала уголовные дела, расследовала их, направляла в суд и поддерживала государственное обвинение в суде. Прокурор полностью контролировал процесс предварительного расследования. С разграничением функций само расследование становится более открытым и справедливым. Об этом говорит и мировой опыт. Следственный аппарат проводит расследование обстоятельств дел, а прокуратура осуществляет надзор.

– Что делается прокурорами в социально значимых сферах, таких как ЖКХ, для защиты интересов населения?

– Анализ состояния и практики прокурорского надзора за исполнением законов в жилищно-коммунальной сфере свидетельствует о высоком количестве допускаемых нарушений закона. Это обусловлено продолжающейся реформой системы ЖКХ, а также неудовлетворительным состоянием объектов коммунальной инфраструктуры. Остаются актуальными проблемы значительного износа основного и вспомогательного оборудования, недостаточностью финансирования капитального ремонта основных фондов.

Отопительный сезон 2010–2011 года сопровождался аварийными ситуациями, в том числе связанными с отключением теплоснабжения. По всем фактам прокурорами районов принимались меры прокурорского реагирования, направленные на возобновление теплоснабжения, восстановление нарушенных прав граждан.

Органами прокуратуры республики в период отопительного сезона выявлено около 1200 нарушений закона, для устранения которых внесено более 300 представлений, объявлено около 80 предостережений, принесен 41 протест на незаконные правовые акты, возбуждено 72 производства об административных правонарушениях, в суды направлено 133 исковых заявления.

В течение осенне-зимнего периода прокурорами устанавливались факты отсутствия на предприятиях ЖКХ нормативного запаса топлива, наличия задолженности за потребленные энергоресурсы, неисполнения требований закона о промышленной и пожарной безопасности. В жилых домах выявлялись нарушения температурного режима.

Решениями Железнодорожного районного суда удовлетворены исковые требования прокуроров Советского, Железнодорожного районов г. Улан-Удэ о бездействии ОАО «ТГК-14», выразившееся в неисполнении требований законодательства в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок. ОАО «ТГК-14» было понуждено в срок до 1 сентября 2010 года произвести замену участков тепломагистрали №2, капитальном ремонте котлоагрегатов котельной пос. Загорск.

На исполнении находятся вынесенные по искам прокуроров решения судов по ОАО «ТГК-14», его филиалу – о понуждении к проведению мероприятий по оборудованию объектов Улан-Удэнских ТЭЦ-1, ТЭЦ-2, Улан-Удэнского энергетического комплекса. В том числе проведению капитальных ремонтных работ котлоагрегатов, тепловых сетей, резервного оборудования.

В этом году органами прокуратуры республики во исполнение поручения президента России организовано поведение проверок в сфере эффективности и целевого использования организациями коммунального комплекса финансовых ресурсов.

– В последнее время все чаще возникают конфликты, связанные с незаконным предоставлением земельных участков. Какие меры в этом отношении предпринимает прокуратура Бурятии?

– При осуществлении надзорной деятельности уделяется пристальное внимание вопросам распоряжения земельными участками, находящимися в государственной и муниципальной собственности, соблюдения прав хозяйствующих субъектов при их освоении.

Прокуратурой республики принесены протесты на решения Комитета по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ (КУИ) об утверждении схем расположения земельных участков в районе остановки «Стрелка» для размещения объектов (временных) мелкорозничной торговли (павильоны) в остановочном комплексе. Указанные решения приняты комитетом с превышением предоставленной компетенции, нарушением норм земельного законодательства, поскольку планируемые к освоению земельные участки входят в состав земель, находящихся в федеральной собственности. В целях устранения нарушений земельного законодательства мэру г. Улан-Удэ Геннадию Айдаеву внесено представление.

Имели случаи незаконных отказов хозяйствующим субъектам в предоставлении земельных участков. Так, городским КУИ в течение 2010 года отказано в предоставлении земельных участков ряду субъектов предпринимательства в связи с проводимой процедурой торгов. Между тем во всех случаях работы по формированию испрашиваемых земельных участков не проводились, не принималось решение о проведении торгов. Зачастую органами местного самоуправления допускаются волокита и затягивание сроков рассмотрения заявлений хозяйствующих субъектов о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.

Есть факты истребования органами местного самоуправления не предусмотренных действующим законодательством документов, нарушения сроков рассмотрения заявлений о предоставлении земельных участков, установленные прокурорами Октябрьского, Заиграевского, Кижингинского района, Гусиноозерским межрайонным прокурором.

Факты ненадлежащего исполнения полномочий по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в собственности РБ, выявлены в деятельности регионального Министерства имущественных и земельных отношений. Министерством своевременно не принимались меры по приведению нормативных правовых актов, регламентирующих отношения в указной сфере, в соответствие с действующим законодательством, допускались нарушения в использовании республиканского имущества, а также нарушения земельного законодательства при осуществлении полномочий в сфере земельных отношений.

Кол-во просмотров: 1130

Поделиться новостью:


Поделиться: