В Улан-Удэ завершился фестиваль "Звуки Евразии"

В рамках фестиваля выступили коллективы и исполнители из разных стран мира.
Общество |

С 18 по 23 сентября на театральных подмостках Улан-Удэ прошел VII Международный фестиваль традиционной музыки «Звуки Евразии 2012». Фестиваль состоялся под эгидой Минкультуры РФ, правительства Бурятии и Восточно-Сибирской академии культуры и искусств. По словам идеолога и организатора этого проекта, профессора, заслуженного работника культуры РФ и РБ Виктора Китова, в XXI веке национальная культура, являющаяся главным условием сохранения самобытности и уникальности народов мира, должна служить взаимному обогащению различных культур.

Зрители фестиваля познакомились с искусством игры на различных национальных инструментах. В рамках фестиваля выступили коллективы и исполнители из Казахстана, Монголии, Азербайджана, с Балкан, из Португалии, Китая, стран Латинской Америки, Тывы, Саха (Якутии) и ряда других регионов РФ. Были организованы мастер-классы «Аккордеон: особенности исполнения французского мюзета», «Саратовская гармоника», «Аэрофоны (духовые инструменты) и идиофоны Евразии (варганы)», «Хомус: приемы игры на якутском хомусе». Желающие также смогли узнать о возможностях традиционных духовых инструментов, в числе которых свирель, кугиклы, жалейка, хордофоны (щипковые и смычковые лютни) и других.

20-23 сентября прошел Всемирный конгресс международной организации по народному творчеству, на котором обсуждались вопросы сохранения традиций народной инструментальной музыки. Как отметил в своем выступлении Виктор Китов, именно у народной музыки сейчас большие проблемы. Процесс глобализации подарил много технических плюсов, но при этом нивелировал национальные особенности. «Мы почти все одинаково одеваемся, поем одни и те же песни на английском языке, что наносит вред национальным культурам. Налицо существенное уменьшение роли народной музыки в жизни общества», – заявил профессор Китов.

19 сентября прошли выступления французских музыкантов Кристель Ремо и Эльзы Гурди (аккордеон), ансамбля саратовских гармоник «Колокольчик», музыкальных коллективов из Тувы, Китая и Португалии. Концертная программа тувинского ансамбля фольклорных инструментов «Экспромт-оол» называлась «Когда звучит игил, душа успокаивается». Музыканты исполнили несколько номеров, в которых гармонично сочетались горловое пение в стилях «сыгыт», «хоомей» и «каргыра», игра на бызанчи, дошпулуре и игиле.

Струнный инструмент игил считается одним из главных духовных символов жизни кочевника Азии. Его называют тувинской скрипкой. Этот инструмент всегда олицетворялся с любимым животным тувинцев – конем. Его струны в старину изготавливали из волос конского хвоста, а конец струнного лада традиционно украшался фигурой коня.

В антракте выступил коллектив из Китая, который подарил зрителям несколько интересных номеров. Основным лейтмотивом программы «Цвет ветра» было восхищение природой, ее богатой красотой – глубиной цвета, красок и настроений. Сами названия песен раскрывают их смысл: «Весна Южного Китая», «Капли дождя, падающие на листья», «Луна над фонтаном», «Пейзаж гор Тянь-Шаня», «Река теплеет весной». Инструменты – эрху и янцинь еще глубже помогли передать смысл музыкальных номеров.

Интересной показалась программа «От древних корней к молодому поколению» группы из Португалии «Старый волынщик». Направленность их творчества – воспевание работы в полях, на виноградниках, традиционные праздничные мелодии. Музыканты играют на волынке, пастушьей флейте, бубне, барабанах, используют горловое пение.

Как рассказал «Новой Бурятии» руководитель группы Рикардо Сантос, ему очень понравилось в Бурятии. «Сам город такой интересный, видно, что люди здесь живут очень богатые духовно и душевно. Сразу открываешься, хочется подарить частичку себя», – рассказал он. Также он пояснил необычные костюмы, в которых выступали музыканты: «Наш костюм сочетает в себе традиционную широкую мужскую рубашку и женскую длинную юбку. Так мы выступаем за равноправие женщин и мужчин».

Кол-во просмотров: 531

Поделиться новостью:


Поделиться: