Депутаты и чиновники мэрии обсудили будущее улан-удэнского трамвая. Стоимость одной поездки в муниципальном трамвае, скорее всего, вырастет до 14 рублей, а новый тариф вступит в действие в октябре, сразу после официальной публикации соответствующего решения Улан-Удэнского городского совета депутатов.
Депутаты все-таки поддержат МУП «Управление трамвая» в его перманентных битвах за тариф. Точнее — за выживание. Во-первых, потому что город не собирается отказываться от этого вида общественного транспорта. Во-вторых, нашему улан-удэнскому трамваю действительно нужна помощь, пишет "МК.Ru". К чести городских парламентариев, решение об очередном повышении стоимости проезда им далось нелегко, поскольку, как ни крути, а источником такой помощи придется стать нам, горожанам. А это «вопрос политический», — справедливо заметил председатель Улан-Удэнского городского совета депутатов Александр Голков.
Именно этим обстоятельством («политическим вопросом») был обусловлен отказ большинства парламентариев голосовать за повышение тарифа на августовской сессии городского совета. Тогда депутаты решительно отклонили предложение комитета городского хозяйства, сочтя его неподготовленным, а на совместном заседании комитетов, прошедшем в минувший четверг, детально объяснили — почему.
По их мнению, столь щекотливое решение нельзя принимать без глубокого изучения ситуации и без разъяснительной работы среди улан-удэнцев. Более того, механическое задирание тарифа каждый финансовый год не может продолжаться бесконечно, «Управление трамвая» и муниципальные органы власти должны, наконец, решить как, в каких объемах и из каких источников компенсировать предприятию выпадающую разницу между экономически обоснованным и действующим тарифами. Или, что еще лучше, найти другие рычаги для поддержки городского трамвая.
На заседании комитетов выяснились любопытные вещи. Оказывается, в год «Управление трамвая» перевозит порядка 14 миллионов человек. Что доходы одного трамвая в Улан-Удэ в два раза выше, чем в среднем по России (10-12 тысяч рублей в день против 5-6 тысяч по стране). И что ежегодно подвижной состав наматывает по рельсам свыше 3 миллионов 200 тысяч километров. И, наконец, что предприятию катастрофически не хватает денег на капитальный ремонт подвижного состава, который необходимо проводить после каждых 300 тысяч километров пробега.
На совещании прозвучала еще одна интересная деталь: руководство «Управления трамвая» полагает, что с учетом всех затрат, необходимых для поддержания сложного хозяйства предприятия в рабочем состоянии, тариф на одну поездку должен составлять порядка 70 рублей с человека. Такие расчеты были представлены в мэрию Улан-Удэ, которая, посчитав по-своему и выкинув все лишнее, сумела довести «экономически обоснованный» тариф до 35 рублей 14 копеек. Тем не менее ни мэрии, ни руководству «Управления трамвая» не удалось убедить городских депутатов в объективности этих расчетов: почти в два раза меньше, но такой же дорогой и недоступный для горожан, отметили они.
Даже в этом случае ежегодная компенсация «Управлению трамвая» выпадающих доходов должна составить около 290 миллионов при условии, если стоимость поездки вырастет до 14 рублей с человека. Понятно, что таких денег в муниципальном бюджете нет, а возьмет ли на себя такие расходы республиканский бюджет, неизвестно.
Остается один вариант — оптимизация. Под этим культурным словом подразумевается целый комплекс мер — таких, как закрытие «пятого» маршрута, сокращение времени работы предприятия до 22 часов, увеличение промежутка ожидания трамваев на остановках. И прочее, и прочее.
Но все понимают, что при введении тарифа, сопоставимого по стоимости с поездкой в маршрутных такси и ограничении частоты движения трамваев, электрический транспорт утратит свои преимущества. Народ пересядет в автобусы. Ведь уже сейчас бригадиры частных перевозчиков всерьез рассматривают возможность снижения цен на свои услуги до 13 рублей на тех маршрутах, которые двигаются вдоль трамвайных линий. «Это первый реальный пример конкуренции в сфере общественных перевозок», — заметил председатель Улан-Удэнского городского совета Александр Голков. И предложил руководству «Управления трамвая» предоставить другие расчеты: сколько нужно средств, чтобы сохранить «пятый» маршрут, чтобы предприятие работало до глубокой ночи, а время ожидания трамваев оставалось таким же, как сейчас.
Очевидно одно: трамвай нужен, трамвай должен быть социально доступным и самым удобным и скоростным видом общественного транспорта. «Народ — за быструю езду!». Ведь речь идет о столице Бурятии, для которой электрический транспорт вопрос престижа.