В Улан-Удэ психологи рассказали, как мотивировать ребенка на учебу

По их словам, мозг человека формируется к 30 годам
Общество |
Фото В Улан-Удэ психологи рассказали, как мотивировать ребенка на учебу
Фото: Андрей Норбоев

Не за горами начало учебного года. Если родители первоклашек с радостью ждут этот день, то  нельзя то же самое сказать про родителей подростков. К сожалению, зачастую с «пубертатным» чадом не справляются ни родители, ни учителя. Поэтому следующая информация будет полезной в преддверии школьной поры.

В столице Бурятии психологи добровольческого движения «Педагоги-волонтеры» Наиля Хасанова и Евгения Егорова провели лекцию для родителей на тему: «Почему мой ребенок не хочет учиться?».

Лекция вызвала бурное участие со стороны слушателей. Участники задавали вопросы, а психологи объемно и ясно отвечали на них. К слову, перед лекциями психологи всем участникам раздавали листочки, на которых требовалось написать, что ожидает слушатель от лекции, а в конце на том же листочке необходимо было написать, услышали ли они то, что хотели. В большинстве случаев (если не единогласно) ожидания гостей мероприятия оправдались.

Важно отметить, что добровольческое движение «Педагоги-волонтеры» проводит репетиторские занятия по школьным предметам для детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, из малообеспеченных и приемных семей, а также сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Бурятии. Например, совершенно бесплатно ребенок может научиться владеть английским языком на разговорном уровне или с нуля подготовиться к ОГЭ или ЕГЭ,  набрав при этом хороший результат. Волонтером-педагогом может стать абсолютно любой преподаватель или человек с высшим профильным образованием из России и даже зарубежья.

Корреспондент Newbur публикует некоторые прозвучавшие выдержки от психологов, которые, возможно, заинтересуют родителей во время учебы и в целом в жизни.

Развитие мозга и мотивация

По словам психологов, мозг человека развивается к 30 годам. Префронтальная кора отвечает за внимание, планирование, принятие решений, контроль эмоций, логику, поэтому надеяться на школьников, выпускников и даже студентов, как на взрослых людей, не стоит. В мозге человека нет конкретного мотивационного центра, который бы простимулировал и захотел  учиться, работать и т. д. Наибольший прогресс развития мозга происходит от рождения и до 10 лет. Здесь сразу отмечается скачок развития мозга, обучения, поэтому так важно заложить основы у ребят дошкольного возраста. В этот период формируется огромное количество нейронных связей.

Далее от 10 до 18 лет происходит ускорение и удаление лишних нейронных связей. Этот период является наиболее уязвимым периодом у ребенка, поскольку происходит активный рост, проявляется эмоциональная нестабильность и подростковый период вступает в силу. По словам Евгении Егоровой, еще 40 лет назад не было детей, которые не хотели бы учиться, но в последние годы таких ребят очень много. Современные дети говорят, что они хотят оставаться маленькими. Почему так происходит? Размылись границы между школой и детским садом, так как в дошкольных учреждениях детей готовят к школе. Они ходят на различные кружки, «развивашки», дошколята умеют читать, писать, и выходит так, что в первом классе им нечего делать.

Таким образом, психологи пришли к выводу, что систему образования нужно менять. Безусловно, это сложный вопрос. Так же, к примеру, стоит и вопрос, оставить или убрать ЕГЭ, и здесь Наиля Хасанова считает, что будут большие перемены.

Что ребенок должен уметь к школе

Слушать и слышать

Ребенок должен уметь молчать, когда это необходимо. Если другой  что-то знает хуже, говорит плохо, то ваш ребенок должен уметь ждать и слушать.

Уметь извлекать из среды нужные вещи

Ребенок должен брать из коллектива то, что ему нужно в данный момент. Самый простой пример привела Наиля Хасанова. В одной из смен детского лагеря в столовой сидел мальчик, который не ел из-за того, что  у него не было ложки. Вроде бы банально сказать: «что у меня нет ложки, дайте мне ее», однако он этого сделать не смог. Поэтому важно научить ребенка извлекать из среды нужные вещи.

Знать свои ресурсы

Можно научить ребенка навыкам, которые помогут ему адаптироваться в социуме. Например, навык шевеления ушами для первоклассника будет ресурсом. Также можно научить его придумывать загадки, показывать фокусы, то есть чтобы ребенок почувствовал себя нужным, получил признание сверстников.

Понимать, что его действия вызывают чувства у других людей

Этому могут научить только родители. Ребенок должен понимать, что его действия вызывают эмоции. Кроме того, оценивать последствия своих действий.

Понимать групповые роли

У ребенка должен быть некий опыт, который позволит ему, оказавшись в группе, адаптироваться в ней и правильно вести себя. Например, в детском саду проигрывают сценарии врача-пациента, учителя-школьника, дочки-матери и т. д. Все это делается для того, чтобы ребенок, оказавшись в такой ситуации, понимал, что сейчас будет.   

Когнитивные навыки

Ребенок должен уметь обобщать по признаку, находить сходства и различия. Например, малина, голубика, брусника — это ягоды. Также у него должен быть развит общий кругозор: знать дни недели, месяцы, признаки времен. Должен составлять связный рассказ.

Дофамин — ключ к удовольствию

Для того чтобы у ребенка была мотивация к учебе, он должен получать удовольствие. Если ребенок в ужасном состоянии, то он не готов получать информацию. Как мотивировать ребенка с помощью дофамина в учебе?

Во-первых, нужно ставить цели и говорить о них. Постоянное проговаривание усиливает выработку этого гормона и желание учиться.

Во-вторых, сделать ребенку мудборд, иначе говоря, доску настроения. Напишите на ней цель, повесьте над рабочим столом, составьте пошаговый треккер, определите, какую «морковку» (награду) получит ребенок за достижение цели. Например, если ребенок получит «4»  и «5» в четверти, то наградой будет поездка в другой город или покупка смартфона и др. Можно визуализировать награду, повесив ее на доске. К слову, неправильно ребенку предлагать деньги за выполнение домашних дел (выброс мусора, уборка постели и т. д.), поскольку это его обязанности.

В-третьих, проявляйте заботу о ребенке и покажите ему свою любовь. Искреннее участие родителя к тому, чем занимается ребенок, повышает уровень дофамина. По словам   Наили Хасановой, есть правило «трех минут». Когда человек приходит из школы, с работы, то обычно, если взрослый подходит к нему и спрашивает, как он провел свой день, этих трех минут достаточно для проявления заботы, установления связи, контакта.

Чем выше уровень дофамина, тем более развиты у ребенка способности учиться на своих ошибках, а если уровень ниже, то он будет игнорировать неудачный опыт. Например, если ребенка ругать за плохие отметки, то он будет проживать негативные эмоции и пропускать мимо себя то, каким образом  получил эти плохие оценки, и в дальнейшем не станет готовиться к контрольной работе. Если же вы будете разбирать с ним ошибки таким образом, чтобы он сам давал ответы, то это мотивирует его больше их не делать.

Продукты, стимулирующие выработку дофамина. Важно их включить в рацион перед экзаменами:

- шоколад;

- бобовые;

- творог;

- сыр;

- орехи;

- мясо.

Кроме того, ребенку необходимо соблюдать полноценный отдых и физическую активность. Сон должен быть в достаточном количестве, пробежка, гимнастика — все это способствует возрастанию дофамина и повышает мотивацию к действиям.

Кол-во просмотров: 866

Поделиться новостью:


Поделиться: