В Улан-Удэ прошла премьера эко-притчи «Семен вместо дерева»

Про необычную новую премьеру Театра им. Н. Бестужева, визуальный театр и детское одиночество
Культура |
Фото: Галина Инкина

24 декабря прошла премьера эко-притчи «Семен вместо дерева» (6+)

- Мы сделали эту сказку в очень доброй атмосфере, с любовью, - говорят артисты после премьеры.

Сама история кому-то напомнит сказки о мышонке Стюарте Литтле или о Маленьком Принце, повести Астрид Линдгрен. По сюжету необычный человечек по имени Семен спускается с Луны на веревке и становится другом мальчика Вани. С этого момента в жизни всей семьи начинаются чудеса, у Вани появляются друзья и большое общее дело, в которое постепенно вовлекается весь город.

О создателях

Дмитрий Ши – главный режиссер Курганского театра кукол «Гулливер», и это, несомненно, повлияло на спектакль. Вся постановочная команда связана с белорусским кукольным театром, выходцем из которого он себя считает. Художник-постановщик Никита Запаскин и художник по свету Семен Давыденко тоже «кукольники», живут и работают в Беларуси. По замыслу создателей, крошечных человечков на сцене играют артисты обычного роста, в то время как огромными главными героями становятся «куклы-великанцы». Для этого замысла и потребовалась большая сцена театра, готового пойти на эксперимент.

Эксперимент состоялся

Дмитрий Ши не ограничивает все рамками детского спектакля, подчеркивая, что все создано для семейного просмотра. Да, спектакль стал гвоздем новогодней программы Театра им. Н. Бестужева, но смотреть его можно круглый год. Блеска и конфетти в нем нет, но все уже называют спектакль необычным. На это режиссер скромно отвечает следующее:

- Я думаю, зритель в Театре им. Н. Бестужева привык к такому и не увидел ничего необычного, ведь этот театр знают критики по всей стране.

Тем не менее, визуальный театр сам по себе необычен. А спектакль «Семен вместо дерева» – это именно визуальный театр, говорят постановщики. Хоть и детский.

Про визуальный театр

Многие и теперь представляют современный театр как мизансцену чеховских персонажей, декламирующих текст между стулом, столом и шкафом. Из-за этого, бывает, что-то иное не принимается, идя в разрез с привычными представлениями. Визуальный театр – это часть постдраматического театра, его первые спектакли закрепились на отечественной сцене в начале 2000-х. Еще его называют театром художника, поскольку в нем часто не видно литературной основы, а порой и вовсе нет слов. Зачастую эти спектакли невозможно пересказать. Детский спектакль «Семен вместо дерева», конечно, не таков: его можно пересказать, в нем есть текст, но он тоже существует на границе жанров, соединяя драму и цирк, физический театр с медиатехнологиями.

Театр-квест, грубоватые уличные представления, кукольный и предметный театр – то, что близко представителям белорусской школы, которая очень сильно отличается от принятой в России школы Сергея Образцова.

- Я 13 лет работаю в театре, но такого у нас никогда не было, – сказал артист Петр Прозоровский, исполнивший роль мальчика Вани. Нюанс в том, что наряду с артистом роль исполняет «театральный объект» или «кукла-великанец». Этими «объектами» и управляют артисты, для которых подобный эксперимент стал действительно необычным.

«Театр не может воспитывать»

По мнению создателей, спектакль в обертке сказочности должен сказать взрослым и детям еще одно слово о добре, любви и взаимопонимании.

- Главное, чтобы после спектакля возникали вопросы, – говорит Дмитрий Ши. – Театр не может воспитывать – это задача родителей. Но театр может привить чувство прекрасного, сопереживания. Людям с детства нужно учиться относиться к друг другу по-доброму и понимать, какая в этом заложена сила.

Министр культуры Бурятии Соелма Дагаева однажды подчеркнула, что детские спектакли не менее важны, чем взрослые, потому что помогают в развитии у малышей такого чувства, как эмпатия.

Когда критики писали о пьесе «Семен вместо дерева», кое-кто из них отметил, что главный герой – Ваня – очень одинокий ребенок. По разным данным, проблема детского одиночества стала актуальной и встречается даже среди пяти-шестилеток. Именно поэтому сказки, в которых у главного героя появляется маленький волшебный друг, не перестанут быть популярными до тех пор, пока не исчезнет детское одиночество.

Спектакль можно увидеть с 24 по 30 декабря и со 2 по 8 января в ГРДТ им. Н. Бестужева.

Диляра Батудаева

Кол-во просмотров: 1611

Поделиться новостью:


Поделиться: