18 февраля у Мемориала Победы состоялся очередной митинг в поддержку возвращения на маршруты микроавтобусов марки «Истана». Немногочисленные участники действия взывали о поддержке к горожанам и к правительству, требуя восстановить и «Истаны», и истину.
Основное требование митингующих – вернуть «Истаны» на маршруты хотя бы на время. Эти микроавтобусы были сняты с маршрутов слишком стремительно, не пополнив автопарк необходимым количеством крупногабаритных автобусов. Причем произведено это в разгар зимних холодов, когда людям сначала приходится по долго мерзнуть на остановках в ожидании транспорта, а потом ужиматься, «как сельдям в бочке» в медленно едущем автобусе. Особенно серьезно это ударило по жителям отдаленных микрорайонов.
Еще большее, чем у пассажиров, негодование вызвало это у водителей. По их словам, транспорт, поставленный на линии, технически уступает «Истанам» по надежности, по скорости движения, в короткие сроки выходит из строя. Особенно если нужно ездить по плохим дорогам. У некоторых еще не закрыты кредиты за покупку «Истан», а чтобы кормить семьи приходится покупать другие машины. Отчасти помочь им можно было бы выделением государственных субсидий, но это только фантазии. Пока автопарк слагает в основном не муниципальный транспорт, а частный.
На митинге и при подготовке к нему был инициирован сбор подписей в адрес главы Бурятии Вячеслава Наговицына и Правительства республики. Люди надеются, что на очередной сессии Народного Хурала их просьбы будут услышаны. Бурятия стала единственным в стране регионом, столь категорично избавившимся от микроавтобусов. В соседних Чите и Иркутске они продолжают работать, значительно способствуя решению транспортных проблем. В народе, с пониманием, что инициаторы новшества никак не испытывают на себе этих проблем, прозвали «косолапой реформой».
Движение в защиту микроавтобусов началось сразу после нового года, но в открытую форму переросло только после накала обстановки. Ключевой участник движения Алексей Ихиритов создал «В контакте» группу «Нам по пути» и вскоре нашел много единомышленников, сейчас их уже больше тысячи. Тут, как говорится, «не было бы счастья, да несчастье помогло». Люди, с одной стороны, пробиваясь в автобус, идут, как в бой. С другой стороны, особенно на периферии города, распространилась практика водителей частных авто брать попутчиков, часто бесплатно.
Активисты не намерены останавливаться и продолжат проводить подобные акции.