В России 6 января вступил в силу «третий антимонопольный пакет», вносящий изменения в федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты РФ.
Законом уточняются такие понятия, как вертикальное соглашение, государственные или муниципальные преференции, ограничение конкуренции.
Закон вводит понятие хозяйствующего субъекта и оговаривает условия его действий в рамках антимонопольного законодательства. В частности, уточняются возможные согласованные действия хозяйствующих субъектов, способные нанести вред конкуренции.
Также документ уточняет критерии определения монопольно высокой цены товара. В частности, согласно внесенным изменениям, цена товара не признается монопольно высокой в случае, если она установлена на бирже. При этом определяется ряд обязательных условий. Например, участник торгов должен предоставить бирже список аффилированных лиц, а их действия не должны относиться к манипулированию рынком.
Не признаются монопольно высокими и цены, установленные с учетом особенностей формирования стартовой цены при продаже товара на бирже и согласованные с антимонопольным органом. Также могут учитываться биржевые и внебиржевые индикаторы цен, установленные на мировых рынках аналогичных товаров.
Кроме того, отдельные нормы закона дополняют действующее законодательство в части заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества. В частности, оговариваются условия и требования при проведении конкурсов и аукционов на предоставление в аренду или безвозмездное пользование государственного и муниципального имущества, предусматриваются обязательные требования при заключении договоров аренды.
Рядом поправок рассматривается применение закона в сфере естественных монополий. В частности, правительству РФ предоставляется право установления правил недискриминационного доступа на товарные рынки и к объектам инфраструктуры, используемым субъектами естественных монополий.
Закон вводит запрет на злоупотребление доминирующим положением на рынке электроэнергии, предусматривает распространение антимонопольных требований к торгам на запрос котировок, уточняет условия рассмотрения жалоб на нарушение антимонопольного законодательства и основания для направления предостережений.
Кроме того, изменения вносятся в Кодекс об административных правонарушениях в части установления административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства. В частности, законом предусматривается административная ответственность за нарушение антимонопольного законодательства, результатом которого является устранение или ограничение конкуренции.
Такое нарушение со стороны должностных лиц влечет за собой наложение административного штрафа в размере от 20 тыс. руб. до 50 тыс. руб., либо дисквалификацию сроком до трех лет; на юридических лиц – от 1/100 до 15/100 размера выручки правонарушителя, но не менее 100 тыс. руб.
Если же правонарушение совершено на рынке товаров и услуг, цены и тарифы на которые регулируются законодательством РФ, то штраф за такое преступление будет составлять от 0,003 до 0,03 размера выручки правонарушителя, сообщает РБК.