В проекте бюджета Бурятии на 2013 год заложены рекордные зарплаты чиновникам

Очередной скандал, связанный с непомерными зарплатами, льготами и привилегиями настоящих и бывших чиновников, разразился на прошедшей 6 ноября 30-й сессии Народного Хурала Бурятии.
Политика |

Очередной скандал, связанный с непомерными зарплатами, льготами и привилегиями настоящих и бывших чиновников, разразился на прошедшей 6 ноября 30-й сессии Народного Хурала Бурятии. В проекте бюджета республики на 2013 год заложены рекордные за последние годы зарплаты, льготы и доплаты к пенсиям «слуг народа». Начиная от главы РБ Вячеслава Наговицына и заканчивая каким-нибудь бывшим депутатом Народного Хурала или находящимся на пенсии экс-секретарем райкома КПСС.

Повязаны зарплатой

Зарплата любого чиновника (бывшего или настоящего) в Бурятии привязана к зарплате главы РБ. Проект республиканского бюджета 2013 года устанавливает Наговицыну зарплату в размере 5 млн 258 тыс. 400 руб. в год (438 200 руб./мес. без районного коэффициента и других компенсационных выплат). Его зарплата формально не увеличилась, что, несомненно, похвально. Чего не скажешь, о других чиновниках.

Председатель НХ РБ Матвей Гершевич в следующем году будет получать больше, чем сейчас. Если в 2012 году его зарплата составляет 291 291 руб./мес., или 3 млн 495 тыс. 500 руб./год, то в 2013 году спикеру будет на 1 млн руб. больше – 4,5 млн руб./год (375 тыс./мес.). И зарплата всех депутатов тоже увеличилась пропорционально. Напомним, вице-спикеры получают на 5% меньше спикера, председатели комитетов НХ – на 5 % меньше, чем вице-спикеры, а зампреды комитетов – на 5 % меньше, чем их шефы.

Вознаграждение «неосвобожденных» депутатов исчисляется от «базовой ставки, применяемой для оплаты труда лиц, замещающих государственные должности». Депутаты, не работающие на постоянной основе в Народном Хурале, официальной зарплаты не получают. Однако им «возмещаются расходы, связанные с осуществлением депутатских полномочий» в размере 44,1 % от этой «базовой ставки». В 2012 году она равняется 120 тыс. руб./мес. И каждый депутат получает свои 53 тыс. руб./мес. без коэффициента. Такую же сумму им выделяют на содержание помощников, коими часто являются родственники депутатов. Например, у председателя комитета по бюджету Цырен-Даши Доржиева помощником служил его сын, Тушин Доржиев, получавший, по данным некоторых СМИ, зарплату в 40 тыс. рублей. Таким образом, скрытая форма зарплаты имеет место быть и у так называемых «неосвобожденных» депутатов.

Деньги на «гостевой домик»

В нынешнем проекте бюджета внимание привлекают суммы, выделяемые на себя (депутатов) любимых и чиновников администрации главы РБ. В 2013 году и так обременительные для налогоплательщиков затраты на аппарат и хозяйство главы составят 1 093 030 300 рублей, что еще на 90 млн больше, чем даже в рекордном в этом отношении прошлом году. Эти расходы никто и не думает сокращать.

Просто на «функционирование» г-на Наговицына (без зарплаты, зарплат сотрудников аппарата и содержание хозяйства) бюджет РБ затратит 155,9 млн рублей, на зарплату аппарата – 150,7 млн рублей, на выполнение каких-то «других обязательств государства» – 267,2 млн рублей, на учреждения по «хозобслуживанию» – 386, 8 (!) млн рублей.

Напомним, что хозобслуживание тратится на приобретение новых автомобилей для администрации президента, покупку мебели, компьютеров, обустройство «гостевых домиков» и другие приятные вещи. На 2012 год аналогичная сумма заложена немногим меньшая – «всего-то» 380 млн рублей, однако в реальности по итогам года денег тратится, как правило, больше. Например, в 2011 году на покупку новых авто, мебели, оборудования, ремонт зданий, помещений и строительство «гостевого домика» в резиденции главы в бюджете была заложена одна сумма (те же 380 млн рублей), а истрачено было 478,3 млн рублей, почти на 100 млн больше.

И давно замечено, что автопарк, мебель и оборудование в администрации главы РБ обновляются все интенсивнее, а дорогостоящие ремонты и смена мебели идут в кабинетах чиновников в режиме «нон-стоп».

По сравнению с чиновниками аппарата главы Бурятии депутаты поражают своим «аскетизмом». На содержание НХ РБ в 2013 году в проекте бюджета 2013 года заложено «всего» 242 млн 273 тыс. 800 руб. (в прошлом году 238,1 млн руб.)! Из них на зарплату Матвею Гершевичу, повторимся, 4,5 млн рублей (3,5 млн руб. в 2012 г.), на зарплату самих депутатов – 81,7 млн рублей (70,5 млн руб. в 2012 г.), на аппарат Хурала вместе с покупкой товаров и услуг – «всего» 156 млн рублей.

Доплаты бывшим чиновникам увеличены

Не забыли депутаты и о доплатах к пенсиям бывших чиновников. В этом году сумма этих доплат тоже будет рекордной – 222 014 900 рублей! Напомним, что сегодня более 800 бывших чиновников и депутатов получают существенные добавки к основной сумме пенсии. Подавляющее их большинство получает по 10-15 тыс. руб./мес., но есть и члены бывшей чиновничьей «элиты» (несколько десятков человек, включая экс-президента Бурятии), доплаты которым составляют до 80 % от зарплат нынешних чиновников, занимающих аналогичные должности.

На вопрос депутатов, будет ли снижена сумма доплат к пенсиям «бывших» в 222 млн руб., министр финансов РБ Игорь Шутенков ответил, что это зависит от самих депутатов. Вот этот любопытный диалог.

– В условиях недофинансирования социальных программ на строительство детских домов, жилья детям-сиротам, на получение бесплатного дошкольного образования будет ли у нас Министерство финансов когда-нибудь сокращать эти непомерные суммы, которые из года в год идут на доплаты к пенсиям? – задала почти риторический вопрос министру депутат Зинаида Данилова на сессии.

– Законодатель (т.е. наши депутаты. – С.Б.), принимая закон, сразу же возводит этот закон в статус расходного обязательства. То есть законодатель дал Министерству финансов закон в руки и сказал: «Исполняй его»! И тут же вы спрашиваете: «Будете вы исполнять закон или не будете»? Пока существует такой закон (о доплатах. – С.Б.), расходные обязательства в бюджете должны быть прописаны! – ответил г-н Шутенков.

При таких сумасшедших для Бурятии суммах, которые тратились и, судя по проекту бюджета республики на 2013 год, будут тратиться на содержание настоящих и бывших чиновников и депутатов, расходы на другие, не менее важные вещи, тоже поражают. Например, в проекте бюджета на 2013 год на всю культуру Бурятии – театры, музеи, дома культуры, концертные организации, цирк, библиотеки, выставки, помощь выдающимся деятелям культуры, охрану культурного наследия, субсидии автономным учреждениям, зарплату культработникам, региональную программу сохранения бурятского языка и многое другое – предполагается потратить 547,3 млн рублей, или ровно в 2 раза меньше, чем на содержание только администрации Наговицына.

На охрану семьи и детства (это социальная помощь, пособия, жилье для детей-сирот, субсидии на приобретение жилья многодетным семьям, поддержку опекунов, борьбу с беспризорностью, содержание детей в семьях опекунов и т.д.) в бюджете республики на 2013 год прописано 713 млн руб., или 70 % от суммы на содержание администрации главы Бурятии. На содержание всех детдомов в бюджете Бурятии на следующий год заложено 135 млн, или в 3 раза меньше, чем на все блага для чиновников! Таких шокирующих цифр, заложенных в бюджете, можно найти очень много. На обсуждении проекта бюджета депутат Будажапов назвал этот финансовый документ «плачущим». Хотя на ум приходят более сильные определения.

«Как это понимать?!»

На 30-й сессии Народного Хурала депутаты приняли в первом чтении два закона, касающихся допвыплат главе Бурятии, министрам правительства РБ, членам Счетной палаты и самим депутатам. По одному законопроекту, если глава Бурятии перейдет на другую работу, просто уйдет по собственному желанию или по состоянию здоровья, бюджет Бурятии обязан будет единовременно выплатить г-ну Наговицыну выходное пособие в размере его годового содержания, то есть 5 млн 258 тыс. 400 руб. Кроме того, если на новом месте работы его официальная зарплата будет ниже, чем сейчас, то Бурятия будет обязана выплачивать ему доплату до уровня нынешнего денежного вознаграждения. И не за месяц-два, а в течение полугода!

По этому же закону в аналогичной ситуации отставки с любым министром или зампредом (например, Александром Чепиком), которые решат поменять работу, каждому из этих чиновников будет выплачено выходное пособие в размере его зарплаты за 6 месяцев. В целях конспирации разработчики закона назвали его: «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РБ». Видимо, чтобы никто ничего не понял.

Самое интересное, что эти нормы уже существовали в законе. Однако составлены они были так (без ссылок на Трудовой кодекс), что их запросто можно было оспорить в суде и отменить. Сейчас проправительственные депутаты в лице Анны Скосырской (председатель комитета НХ по госустройству) и других разработчиков предлагают эти нормы закрепить. То есть поставить в соответствующие нормативные акты ссылку на ст. 178 ТК РФ и вписать это обязательство Бурятии и ее налогоплательщиков в трудовые договоры бурятского «гулвы» и всех министров и зампредов!

Нужно сказать, что без награды сами депутаты не остались. Проект другого, не менее интересного закона с таким же законспирированным названием («О внесении изменений в некоторые законодательные акты РБ по вопросам государственного устройства». – С.Б.), предполагает выплату всем «освобожденным» депутатам такого же выходного пособия, как и министрам – в размере вознаграждения сразу за полгода. И через год, когда у нынешнего депутатского корпуса закончатся полномочия, все 15 «освобожденных народных избранников», включая спикера Гершевича, двух вице-спикеров Александра Коренева и Цыденжапа Батуева, шести председателей комитетов и шести зампредов комитетов, получат свои немаленькие «отступные». Эту норму депутаты тоже решили на всякий случай закрепить такой же ссылкой на ТК РФ и перезаключением новых контрактов, которые будут содержать эти обязательства республики!

Аппетиты «слуг народа» из правительства Бурятии и «освобожденных» (от совести?) депутатов удивили даже их «неосвобожденных» коллег, выступивших против.

– Мы что, специально перед выборами будируем общественное мнение? Чего мы добиваемся? – обратилась к коллегам «неосвобожденный» депутат Зинаида Данилова. – Чем простой врач или учитель отличается от депутата Народного Хурала, какую особую работу выполняют депутаты, чтобы им делали такие выплаты?! Я считаю, что этот закон (о выплатах депутатам. - С.Б.) противоречит федеральному законодательству и не надо нас вводить в заблуждение, что мы как будто бы приводим что-то в соответствие с федеральным законом!

– Как вообще все это понимать?! – поддержал Данилову депутат Гейдебрехт, тоже «неосвобожденный».

Что скажет прокуратура?

В итоге сначала депутаты даже «прокатили» принятие в первом чтении закона о выплатах себе. Однако после того как это «нравственное» голосование прошло, депутат Скосырская напомнила «неосвобожденным» коллегам, что этот законопроект предполагает увеличение выплат и им тоже. Правда, небольших. В законопроекте о выплатах депутатам предлагается убрать незаконную доплату районного коэффициента с тех самых сумм «возмещения депутатских расходов» в размере 44,1 % базовой ставки (эти выплаты коэффициента опротестовала ранее прокуратура Бурятии), но компенсировать эту утрату повышением официальных выплат до 53 % базовой ставки. Таким образом, возмещение «неосвобожденным» депутатам составит не 53 тыс. руб. (без коэффициента), как сейчас, а 63 тыс. руб./мес.! То есть та же сумма районного коэффициента остается, только уже в виде твердой выплаты.

Послушав Скосырскую, «неосвобожденные» депутаты передумали и проголосовали заново, теперь уже за выплаты. Все-таки свои 10 тыс. ближе к телу!

Тем не менее прокуратура Бурятии представила отрицательные заключения и на проект по выплатам главе Бурятии и министрам, и на проект закона о депутатских «выходных пособиях». В заключениях сказано, что оба эти законопроекта «не соответствуют федеральному законодательству», что субъект федерации не вправе регулировать трудовые отношения на территории России и устанавливать «прямые или косвенные преимущества в зависимости от социального и должностного положения».

Принимать в окончательном виде эти оспоренные прокуратурой законы депутаты планируют на следующей сессии Народного Хурала. Кстати, одним из предлагаемых нововведений является новая статья об ответственности за оскорбление и клевету либо за распространение гражданами или в СМИ о деятельности депутата «в искаженном виде».

Кол-во просмотров: 647

Поделиться новостью:


Поделиться: