12 сентября в Художественном музее им. Ц. С. Сампилова вызвало настоящий ажиотаж открытие выставки работ талантливого бурятского художника Бато Дашицыренова «Материнская линия-II». Фойе музея едва вместило значительное число желающих увидеть разноплановые произведения мастера.
В Улан-Удэ выставка, организованная в сотрудничестве с московской галереей «Ханхалаев», приехала из Иркутска, где выставлялась в Галерее современного искусства Виктора Бронштейна. Там ее посетило множество зрителей. Однако стоит отметить, что выставка, открывшаяся в Улан-Удэ, превосходит иркутскую экспозицию. Дело в том, что в Художественный музей им. Ц.С. Сампилова вдова художника Вера Дашицыренова привезла почти 30 работ театральных эскизов художника, которые ранее никогда не выставлялись. Выставка в Улан-Удэ будет работает до 5 ноября.
Всего в составе экспозиции «Материнская линия-II» представлено около 70 работ талантливого мастера, которые относятся к разным периодов творчества. Это живопись, графика, скульптурные композиции из гипса, пластика и шамота (обожженной глины).
Выставку торжественно открыли министр культуры Бурятии Соелма Дагаева и директор Национального музея РБ Татьяна Бороноева.
По словам Соелмы Баяртуевной, Бато Дашицыренов – это один из талантливейших земляков, который прожил до обидного мало – всего до 49 лет.
— Однако к этому времени он уже был признанным сценографом – мастерски работал в живописи и графике, оставив нам богатейшее наследие, – отметила министр культуры РБ. – Он четыре года проработал в Бурятском государственном академическом театре оперы и балета главным художником. Затем работал в культурной столице страны – в Санкт-Петербурге – в Мариинском театре. Когда работал там, то активно помогал и заботился о студентах из Бурятии. Тепло его сердца, его души в каждой его работе. Поздравляю всех с таким замечательным событием.
Директор Национального музея подчеркнула, что этой осенью Художественный музей им. Ц. С. Сампилова отмечает свое 75-летие, поэтому открывать новые авторские выставки важно, как для музея, так и для культуры Бурятии.
– Нам вдвойне радостно, что сейчас открывается выставка Бато уже во второй раз в нашем музее. Впервые показ всех его работ прошел в 2012 году, но уже после смерти. Бато Дашицыренова нет с нами давно, но мы его помним, – сообщила собравшимся на открытие выставки Татьяна Бороноева. – И вот спустя семь лет Национальный музей Республики Бурятия вновь представляет его на выставке под названием«Материнская линия-II».
Тепло поблагодарила всех пришедших на открытие Вера Дашицыренова, отметив вклад в проведение выставки и министерства культуры Бурятии, и галереи Константина Ханхалаева, и Национального музея Бурятии. По ее словам, название выставки связано с циклом работ Бато Дашицыренова «Материнская линия».
— Наши мамы всегда верят, поддерживают и окрыляют нас. Поэтому хотелось бы вспомнить наших мам и выразить им огромную благодарность. Все студенческие годы мы чувствовали поддержку своих родственников. Всем этим конечно руководили наши мамы, – рассказал жена художника Вера Дашинимаевна. – Отмечу, что первые публикации и работы Бато, как искусствовед, высоко оценила Татьяна Анатольевна. Всем благодарна, что вы пришли разделить с нами семейную радость. Вы увидите работы, которые ни разу не выставлялись.
Это одна из самых ярких и глубоких серий автора, состоящая из картин и скульптур. Это древняя, почти забытая форма организации общества, означающая, что главное действующее лицо в истории семьи – женщина. Видение Бато дополняет его цитата: «Мне хочется постичь универсальность структуры человеческого рода. Суть древнего мифа о матери как источнике жизни, олицетворении возрождающейся и умирающей природы… Материнская линия не имеет начала и конца, она продолжается…».
Много добрых слов в адрес выставки сказали друзья и коллеги художника.
– В настоящее время, когда разворачивается политический театр, в тишине музея открывается выставка очень солнечного веселого светлого человека. Я его знал давно. Вместе делали спектакль в Бурятском театре его из последних работ – бурятский мюзикл «Танец орла». Для меня неожиданностью, что он так рано уйдет. Был огромный потенциал, мечты, идеи. Планировали делать оперу «Аида», – рассказал Сергей Бальжанов, режиссер, заслуженный деятель искусства России, – Я всегда говорил ему, что если у тебя что-то не идет, то не надо заставлять. Это же ведь не землю копать, не забор колотить. Найти вдохновение тяжело для художника. Поскольку внешний мир всегда начинает подавлять. Его мог вдохновить любой человек с улицы. Он часто выходил гулять. Порой в рубашке зимой. Бато был удивительно разнообразным, эрудированным. До конца жизни он был вечным учеником. Все время что-то познавал, был наблюдательным и с большим юмором. Все его работы несут солнечную перспективу.
Справка:
Бато Дашицыренов родился в с. Хурамша Иволгинского района Бурятии. В 1995г. окончил Санкт-Петербургскую Академию художеств им. И.Е. Репина, отделение театральной живописи (мастерская Э.С. Кочергина). С 1995-1999 гг. — главный художник Бурятского государственного академического театра оперы и балета (г.Улан-Удэ).
В 2000-2004 гг.- главный художник Художественно-производственного комбината Мариинского театра (г. Санкт-Петербург), с 2006 года- руководитель скульптурных мастерских Мариинского театра.
Основные работы в театре: «Дама с камелиями» (1996), «Фауст» (1998), «Жар-птица» (1997), «Где ты, сын вечного синего неба?» (Ю. Эрдынеев, Бурятский академический театр драмы им. Х. Намсараева), эскизы костюмов к спектаклю «Шаманские сновидения» (1998), «Война и мир» (2001), мемориальная доска «Памяти ХамбоИтыгилова» (Санкт-Петербургский буддийский храм , 2005), сценография мюзикла «Танец орла» (Бурятский академический театр драмы им. Х. Намсараева, 2008) и др.