В Москве представляют историю изобразительного искусства Бурятии

В залах столичного Нового Манежа проходит выставка «Изобразительное искусство Бурятии». Телеканал «Культура» поделился своими впечатлениями об экспозиции.
Общество |

В залах столичного Нового Манежа проходит выставка «Изобразительное искусство Бурятии». Телеканал «Культура» поделился своими впечатлениями об экспозиции.

Выставка открыла Дни культуры республики в Москве. На сцене музыкант, а рядом – скульптуры музицирующих духов. Национальный бурят-монгольский инструмента моринхур увенчан фигурной головой лошади. Его звук поэты сравнивают с дуновением ветра в степи.

Уникальность собранию придает буддийская коллекция. Это иконы-танка, костюмы и маски, ритуальные предметы.

Имена мастеров бурятской буддийской иконописи XVIII начала XX веков не известны. Но каждая икона-танка основана на строгих канонах. Это, например, наглядное представление буддистов о круге перерождений. Существует четыре мира: людей, животных, божеств и голодных духов и реинкарнация может произойти в любом из них. За распределение душ отвечает бог смерти Яма, но есть и более милосердные божества. Аволокитешвара тысячерукий – божество бесконечного сострадания. Сита Тара – покровительница женщин и семейного очага, а Жамсаран – Бог войны.

Настоятель Санкт-Петербургского Дацана буддистской традиционной Сангхи России Буда Бадмаев родом из Бурятии. Больше всего его впечатлила икона-танка хранителя буддийского учения. Она выполнена в технике лоскутного шитья.

-Такая работа требует большого такого напряжения, очень большого искусства. Здесь очень насыщенные яркие цвета, у нас наоборот это более спокойные тона, гармоничные, – замечает он.

Вообще в Бурятии почитают два цвета: синий и желтый, говорят, они в крови у бурятских художников. Синий – олицетворение неба, желтый – солнца, славы, домашнего очага. Оба соседствуют и в горных пейзажах, и в женских портретах.

- До 20-х годов не было понятия профессиональный – не профессиональный художник. У нас представлены в коллекции графики художники-самоучки, в частности Галсан Эрдынийн, – сказала директор Наиционального музея Бурятии Татьяна Бороноева.

Про Галсана Эрдынийн ходила легенда. Будто он мог на мизинце изобразить целый дацан. По его работам этнографы изучали традиции и быт кочевников Забайкалья. В экспозиции можно увидеть и рисунки Цырен-Намжила Очирова. Их разделяет около 30 лет, а «натура», кажется, почти не изменилась. Кстати, Очиров тоже самоучка. Всю жизнь проработал учителем в школе родного села.

- Он учитель, знаток. Собирал народный фольклор и из этих рассказов делал иллюстрации. Так возник его своеобразный стиль – вихрящаяся линия, которую он делал пером,- рассказывает Татьяна Бороноева.

Современные художники Бурятии открыты не только Востоку, но и европейским веяниям. Однако главным для них остается свое. Сдержанность, склонность к символичному восприятию мира и ветер в степи, резюмирует телеканал «Культура».

Кол-во просмотров: 747

Поделиться новостью:


Поделиться: