Лето – это время, когда по всей Бурятии идет ремонт дорог. Как обстоят дела с этим в Хоринском районе республики, корреспонденту «НБ» рассказал заместитель главы района по развитию инфраструктуры Булат Цыремпилов.
О РЕМОНТЕ В РАЙЦЕНТРЕ
В селе Хоринск начался капитальный ремонт дороги на одной из центральных улиц районного центра – улице Хоринская. Капитальный ремонт схож со строительством нового объекта, так как покрытие старой дороги, построенной в 70-х годах прошлого века, было полностью снято, и на всем протяжении улицы в 2 километра 100 метров будет положено новое.
– Мы ежегодно ремонтировали ее, содержали, проводили ямочный ремонт, но этого оказалось недостаточно, и здесь было необходимо принятие иного решения.
При поддержке Министерства транспорта РБ на капитальный ремонт выделено 65 млн рублей из республиканского и районного бюджетов.
– Этого ремонта мы долго ждали и прошли немалый путь к его реализации: от разработки проекта до участия в госпрограмме на выделение финансирования, – объяснил Булат Цыремпилов.
Да, этого долго ждали хоринцы, так как именно по этой широкой и просторной улице идет самый большой поток транспорта, наряду с региональной трассой по улице Первомайская. Кроме этого, улица Хоринская должна стать удобным местом прогулок к центру села. В прошлом году на всем протяжении улицы было сделано освещение, а в этом году оборудуют тротуары с обеих сторон дороги для пешеходов.
Работы по снятию старого асфальта прошли в мае-июне и осуществлялись методом фрезерования. Сейчас положено новое основание дороги, идет выравнивание дорожного полотна и подготовка к укладке нового асфальта.
На дороге будет обустроено все необходимое по организации и обеспечению безопасности дорожного движения. Генеральным подрядчиком строительства новой дороги является ООО «Байкал-Техстрой». Окончание работ планируется до ноября этого года.
В планах будущего – капитальный ремонт улицы Октябрьская, а также другие центральные улицы в населенных пунктах района.
О ДОРОГАХ РАЙОНА
Идут работы по разработке проекта на строительство дороги протяженностью 10 километров от села Хасурта до села Тэгда. В настоящее время эта дорога находится в предаварийном состоянии, говоря простым языком, ее просто нет. Дорога просела и в основном находится в песке. В Верхнекурбинской долине проживает более 3 тыс. жителей района, работают детские сады, школы, развивается сельское хозяйство и лесная промышленность. На этапе экспертизы проекта был отмечен большой поток автомобилей, что подтверждает важность и острую необходимость в строительстве дороги. Тэгда – это второй населенный пункт района по численности населения.
– Мы будем работать над вопросом строительства дороги с Министерством транспорта РБ, сейчас нам необходимо закончить проектную документацию и подать заявку на участие в федеральных и республиканских программах. Планируемое начало строительства – в 2023 году, - рассказал Булат Цыремпилов.
О ЯМОЧНОМ РЕМОНТЕ
– Содержание дорог в нормативном состоянии является одним из важных направлений в развитии. Несмотря на небольшое финансирование дорожного фонда, мы ежегодно проводим ямочный ремонт, осевую разметку и разметку пешеходных переходов для безопасности граждан. К концу лета на 99% устраняем ямы на дорогах с асфальтным покрытием.
В районе есть два грейдера, один приобрели в 2016 году, а второй совсем недавно, в 2021-м, также в лизинг. У нас много грунтовых дорог, которые нужно грейдировать. По заявкам местных жителей и администраций поселений после дождей один грейдер не справлялся. Покупка второго грейдера облегчила задачу. Мы распределили их по кустам. Один грейдер берет Хоринск и восточную часть района, а второй – западную часть района. Так что работа по грейдированию в районе, можно сказать, налаживается и входит в свой график.
О МОСТАХ
В Хоринском районе протекает река Уда. Много мостов связывают населенные пункты между собой. Так, мосту при подъезде к селу Верхние Тальцы, который был построен в 70 – 80-х годах советскими солдатами, проходившими службу в армии, требуется капитальный ремонт. В районе есть мосты, которые требуют не только капитального ремонта, но и реконструкции. Это мост к селу Зун-Хурай. Сегодняшний день показывает – наступает период паводков, уровень воды поднимается, и мост длиною 80 метров не справляется с тем потоком, который сейчас есть. И вода обходит этот мост, промыв новое русло. Необходима реконструкция с увеличением протяженности моста не менее 100 метров. Сейчас там проведены работы по отсыпке подъезда к мосту камнем, но все-таки так не должно быть.
– Во время рабочей поездки главы Бурятии Алексея Самбуевича Цыденова проблемные вопросы были озвучены и занесены в протокол для исполнения, мы сейчас их прорабатываем совместно с правительством республики и Министерством транспорта РБ. И дороги, и мосты пойдут на участие в федеральных и республиканских программах, таких как развитие сельских территорий, мосты и путепроводы.
О НЕКОТОРЫХ ИТОГАХ
За последние пять лет в Хоринском районе состояние местных дорог значительно улучшилось. И не только за счет ежегодного ямочного ремонта. Построены дороги в село Зун-Хурай (5 км) и село Тохорюкта (10 км), на самых сложных участках дороги. В Хоринске отремонтирована дорога по улице Первомайская, где положен новый асфальт, заасфальтированы дороги в центре поселка, оборудуются дорожки, тротуары. Проведены работы по организации безопасного движения, появились новые пешеходные сооружения, знаки, разметки.
То есть работа над дорогами идет, и она не закончится никогда, как и сама дорога.
Андрей Мухраев