В Бурятии вышла монография о красавце бурятского балета Булыте Раднаеве (18+)

Работая в театре, он встретил свою любовь в лице народной артистки Бурятии Вероники Мироновой
Культура |
Фото В Бурятии вышла монография о красавце бурятского балета Булыте Раднаеве (18+)
Фото: личный архив Раднаева

В издательстве Восточно-Сибирского института культуры вышла монография старшего преподавателя кафедры хореографического искусства А. Г. Багадаевой. Посвящена она ведущему солисту балета Бурятии Булыту Тумыровичу Раднаеву, который в этом году отметит 20-летие своей жизни на сцене.

С самого зарождения профессионального балета Бурятии его лицом были  выдающиеся артисты с яркой индивидуальностью. Одним из самых заметных ведущих балетных солистов Бурятии стал Булыт Тумырович Раднаев, современный принц классических и неоклассических балетов. Брутальная внешность, великолепное владение техникой классического танца и зашкаливающий актерский потенциал позволяют Булыту Раднаеву танцевать главные партии почти во всех репертуарных спектаклях, наполняя их чистотой академического исполнения и глубоким эмоциональным прочтением.

В детстве Булыт Раднаев и не думал посвящать себя искусству балета. Он родился в селе Шибертуй Бичурского района. В 10-летнем возрасте судьба привела его в стены Бурятского хореографического училища, где в течение восьми лет продолжалось обучение этой непростой, порой неблагодарной, но необычайно красивой, интересной и творческой профессии артиста балета. 

Сам Булыт так рассказывает о своем  поступлении  в  хореографическое училище: «Певец Григорий Багадаев  – троюродный брат моей мамы. Его жена – балерина Лариса Протасова – как-то увидела меня. Я в это время был увлечен фильмами с Брюсом Ли, делал махи ногами, и она, заметив мою растяжку, предложила попробовать поступить в Хореографическое училище. Толком не зная русского языка, я приехал в Улан-Удэ. Комиссия была строгая – Петр Тимофеевич Абашеев и Лариса Петровна Сахьянова. Меня приняли, хотя я был самым маленьким в классе – на год-два младше одноклассников и, соответственно, ниже».

Фото: Татьяна Никитина

В 2002 году Булыт Раднаев окончил хореографическое училище по классу народного артиста Бурятской АССР Георгия Николаевича Мергенева. К окончанию училища Булыт Раднаев не выглядел как будущий солист балетной сцены. В то, что из неокрепшего невысокого паренька вырастет прекрасный принц, верилось далеко не всем. На выпускном концерте Булыт выступал с танцевально-драматическим номером «Подхалим» в постановке Л. Якобсона. Уже здесь его актерский талант проявился в полной мере в пластическом изображении угодничающего и раскланивающегося льстеца.

Однако для поступления в труппу Бурятского академического театра оперы и балета даже в качестве кордебалетного танцовщика этого было мало.

В 2002 году какое-то время после выпуска Булыт Раднаев числился артистом балета в только что создавшемся и недолго просуществовавшем коллективе «Молодой балет Бурятии» под руководством народного артиста РСФСР Виктора Александровича Ганженко. Однако Булыта не оставляло желание работать в главном театре республики. Поэтому, когда ему все же представился шанс, он воспользовался им сполна. Буквально за лето после выпуска из училища Булыт неожиданно вырос на 17 сантиметров, и уже в сентябре 2002 года был принят в труппу Бурятского государственного академического театра оперы и балета.

Становление Булыта Раднаева как ведущего танцовщика осуществлялось уже после выпуска из училища, когда, будучи артистом балета, он с необыкновенным рвением и желанием танцевать оттачивал все технические тонкости балетного искусства, продолжая расти не только в прямом, но и в профессиональном плане. Способствовали этому и природные данные молодого танцовщика. Постепенно ему начали доверять небольшие сольные партии, такие как Pas de trois из балета «Лебединое озеро», предводитель воинов из «Красавицы Ангары», Синбад-мореход из балета «Тысяча и одна ночь» и др. С каждой новой партией Булыт Раднаев все увереннее раскрывался как танцовщик, с каждым новым шагом он продвигался все ближе к намеченной цели и  мечте о вершинах балетного искусства.

Первой по-настоящему сольной партией Булыта стал его выход в сцене «Сон Руслана» из балета «Руслан и Людмила» на музыку М. Глинки. В 2004 году балетмейстер Олег Игнатьев, осуществлявший эту постановку, заметил одаренного начинающего артиста и специально для него ввел в балет сцену, где тот успешно воплотил образ молодого Руслана.

Довольно скоро молодому артисту поручили партию, которая для каждого ведущего танцовщика является определенным этапом в его сценической жизни. Классическая партия принца Зигфрида из балета П. И. Чайковского «Лебединое озеро» стала для Булыта Раднаева не только творческим испытанием, но и серьезной заявкой на положение премьера бурятского балета. Романтический образ средневекового принца артист наполнил эмоциональной глубиной и рыцарскими порывами влюбленного героя, остающегося при этом искренним и понятным зрителю.

Открытый внутренний мир сценических образов Булыта Раднаева, без тени хитрости и философских нагромождений, без присутствия загадки и тайны в мотивах их поведения, порождает ощущение некого широкого пространства, наполненного светлыми и чистыми эмоциями. Таким же широким, академически чистым и очищенным от излишнего трюкачества предстает танец Булыта Раднаева, посредством которого он передает порывистость и благородную романтичность своих персонажей. Подобное отношение к танцу встречается во всех образах, создаваемых Булытом Раднаевым.

Работая в театре, Булыт Раднаев встретил свою любовь в лице народной артистки Бурятии Вероники Мироновой, с которой они создали творческий и семейный союз. На сцене эта пара воплотила немало образов возлюбленных и не только героев. По словам самого Булыта Раднаева, именно Вероника помогала ему набирать технические навыки дуэтного танца, без которого не представляется ни одно исполнение классических балетных партий. Постепенно их совместное творчество переросло в большое чувство. Здесь сказалось не только эмоциональное совпадение двух ведущих артистов бурятского балета, но и бесконечная преданность и любовь к общему делу – искусству балета.

С ростом профессионального мастерства в творческой характеристике Булыта Раднаева появлялось все больше наград и званий, отвечающих общественному и зрительскому признанию талантливого артиста.  В 2008 году Булыт Раднаев становится дипломантом Всероссийского конкурса артистов балета имени Галины Улановой. В 2011 году он получает диплом специального приза народного артиста России Петра Абашеева V Международного конкурса сольного национального танца стран Азиатско-Тихоокеанского региона «Венок дружбы». В этом же году он оканчивает Восточно-Сибирскую государственную академию культуры и искусств (ныне ВСГИК), получив педагогическую специальность по направлению «хореографическое искусство».

В 2012 году за исполнение стильной неоклассической хореографии Питера Куанца в трех одноактных балетах  Souvenirs de Bach, In tandem и Dzambuling Булыт Раднаев становится лауреатом Государственной премии Республики Бурятия в области литературы и искусства. Эти балеты канадского балетмейстера, проходящие под общим названием «Вечер современных балетов», вызвали шквал одобрения и похвальных отзывов со стороны московских критиков и знатоков балета во время прохождения Дней экономики и культуры республики  в Москве в 2011 году.

В 2013 году Булыт Раднаев удостаивается звания «Заслуженный артист Республики Бурятия», в этом же году он получает звание «Лидер культуры Республики Бурятия». В 2016 году на престижном в балетном мире конкурсе «Арабеск» имени Екатерины Максимовой, где Булыт Раднаев выступал в качестве помогающего сценического партнера участвующей в конкурсе японской балерины Мидзуки Уэно, он получает премию «Лучший партнер, не участвующий в конкурсе».

В 2019 году Булыт Раднаев получает звание «Народного артиста Республики Бурятия». Помимо артистической нагрузки, Булыт Раднаев занимается и общественной деятельностью, являясь председателем профкома театра.  Подобно горьковскому «Буревестнику», который «жаждет бури» и показывает «силу гнева, пламя страсти и уверенность в победе», он с обостренным чувством справедливости и свойственной для него смелостью отстаивает интересы артистов, координирует всю текущую деятельность профсоюзной организации, а также всегда старается оказать необходимую помощь сотрудникам театра. Он также полон творческими задумками и идеями новых оперно-балетных проектов, прославляющих мастерство ведущих деятелей театрального искусства.

Сегодня Булыт Раднаев – все тот же артист с неистощимой и побеждающей верой в силу искусства, широкоплечий красавец бурятского балета. Сценический опыт и артистическая зрелость позволяют ему еще глубже и проникновеннее раскрывать, созданные им хореографические образы. Его танец, классически правильный, истинно мужской и подлинно артистичный, как и дарование, отмеченное сценической индивидуальностью, позволяют создавать смелые и сильные образы, наполненные широтой, страстью, эмоциональной напряженностью и полетностью музыкально-пластического исполнения.

Автор: Анастасия Багадаева

 

Кол-во просмотров: 2264

Поделиться новостью:


Поделиться: