В Бурятии 29 июня исполнилось 50 лет совместной жизни ветерана труда, заслуженного работника АПК Бурятии Ильи Тогмитовича и Софьи Цыдыповны Ангархаевых. Они воспитали троих детей, тринадцать внуков.
Семья
Так, в один год мы потеряли наших самых дорогих людей, проживших в любви и согласии почти 47 лет. Очень было тяжело. Все заботы и приготовления по похоронам лежали на плечах моей Сони. Она тоже очень любила родителей.
Что поделать, жить надо дальше. Братишка Андрей перешел на 5-й курс мединститута, дети растут. Соня хорошо организовала работу столовой в Туране, которую с удовольствием посещали все водители. Мы сохранили родительский скот, было свое молоко, сметана. Как-то в совхоз приезжал секретарь обкома по сельскому хозяйству Лысов Валентин Федорович, депутат Верховного Совета от нашего округа, большой друг Буды Дабаевича. В разговоре со мной он поинтересовался, нет ли у меня желания поработать на севере Бурятии в сельском хозяйстве. Я ответил, что готов хоть куда ехать, родителей нет, ничто меня не держит. Ладно, говорит, вернемся к этому разговору попозже.
Летом 1982 года обмыли в Туране окончание института нашего Андрея. Провели это мероприятие у нас под бугром в лесу. Было весело, пришли друзья наших родителей, родственники. Андрей должен был проходить ординатуру в Иркутске. Исполнилась мечта наших родителей – иметь в семье своего врача. После ординатуры его направили терапевтом в Еланцы Ольхонского района. Там он стал весьма уважаемым врачом. Хорошо делал УЗИ, знал пульмонологию, умел читать кардиограммы, помогал хирургам на операциях. Там и женился, выросли двое сыновей. Старший Тогмит работает зав. терапевтическим отделением в Питере, младший Антон, окончив юрфак и отслужив в армии, тоже живет в Питере, служит там в полиции.
В январе 1983 года мне позвонил Буда Дабаевич: «Тебе надо прибыть в обком к Лысову В. Ф.». Я чуть не забыл тот разговор. Приехал к нему, ждал его больше недели. Валентин Федорович сказал, что меня хотят направить директором в совхоз «Северный» Северо-Байкальского района, но там уважаемый директор пока очень болеет. А не поеду ли я в Баунт, сказал, что согласен. Мне предлагали принять там совхоз «Джилиндинский». Потому что я жил в городе уже больше десяти дней, а мне говорили в обкоме: «Подожди немного». Поэтому я дал согласие, и это было правильно, ибо там сельскохозяйственное производство было довольно слабым.
Баунтовский период
Получив направление в северный Баунтовский район и пожелание успешной работы, я не предполагал, что там буду работать больше 22 лет, что с 1990 по 2005 год буду возглавлять управление сельского хозяйства района.
До этого я представлял Баунт как огромную снежную тайгу, Витим – как Угрюм-реку, где старатели моют золото в лотках, как в известном романе Шишкова.
Прилетев в Багдарин, удивился обилию собак-лаек в аэропорту. Все ходили в теплых унтах и полушубках, много снега, морозно. Прежде чем принимать совхоз, секретарь райкома Раднаев Владимир Доржиевич поступил мудро: дал возможность ознакомиться с районом, предложил несколько месяцев поработать в аппарате райкома. За это время я объездил, облетел район. Благо тогда Ан-2 садился в каждом селе. Увидел коренных жителей – эвенков, знакомился с их бытом и обычаями. Видел, как работает прииск, старательские артели, знаменитая драга, буровые геологов, зверосовхозы, охотники, рыбаки, а также летал на БАМ в Таксимо. Естественно, большее внимание уделял сельскому хозяйству, четырем совхозам. К осени я уже вполне адаптировался.
И вот в начале сентября полетел принимать совхоз вместе с председателем райисполкома Коноваловым Эдуардом Семеновичем. Летели 45 минут на Ан-2. Летом по Баунту нет дорог. Чтобы зимой попасть в Усть-Джилинду, надо ехать до Романовки 172 км, потом резко на север по тайге 90 км через крутой перевал Бай-Цаган. Из города можно ехать через Исингу, затем 40 км до Усть-Зазы и далее 90 км вверх по льду Витима. Баунт – самый большой район Бурятии, занимает территорию в 66 тыс. кв. км. Из Багдарина до Таксимо лету 2,5 часа.
Совхоз «Джилиндинский» был образован в 1974 году на базе колхоза «Заветы Ленина». На момент приема работало около 100 человек. В хозяйстве 3 тыс. голов КРС, МТФ на 200 голов и около 500 голов лошадей. Также было свыше 1000 голов оленей, но они ранее были переданы Госпромхозу. Все гурты были расположены вдоль Витима в живописных местах с поэтическими названиями: Бурулзай, Борто, Сихилен, Сага-Нуга, Эльба-Нуга, Хунгура, Алянга.
Целый день ездили на моторной лодке по величественной реке, знакомились с людьми, условиями труда. Надо сказать, кадры животноводов были замечательные, привыкшие к суровым условиям. Были хорошие семейные династии. А я уже ранее познакомился с ними. Жителей в селе было 650 человек. Русские, буряты эвенки, много смешанных браков. Старенькие школы, детсад с печным отоплением, участковая больница, метеостанция, торговый куст с магазином и складами. Работала по вечерам старая дизельная электростанция ДЭС-60.
В то время Ан-2 летал регулярно, возил пассажиров и почту. В таких условиях зимой по автозимнику надо было завезти буквально все: корма, ГСМ, семена, запчасти, стройматериалы, продукты и много еще чего. В то советское время руководители хозяйств входили в номенклатуру обкома партии и утверждались на его бюро. Старые мои коллеги знают, что это такое. Меня в райкоме предупредили, что в январе будет мое утверждение на бюро обкома. Приходилось вкалывать, чтобы улучшить показатели совхоза. Такая система очень напрягала, вырабатывала ответственность. Кадры тогда готовили основательно, вместе с резервом на выдвижение. Случайный человек здесь исключался. Сейчас такого подхода и близко нет.
В 20 км от села работала Мухальская геологоразведочная партия Багдаринской экспедиции. С начальником ГРП Важениным В. П. мы завязали крепкие отношения. Мы им – мясо и молоко, они нам – дефицитные продукты и запчасти. Их ОРСы хорошо снабжались. Так вот он нам и поведал, что здесь, в Мухале, разведаны огромные запасы нефелиновых руд, ценнейшее сырье для производства алюминия. Они сопоставимы с Канско – Ачинским месторождением и находятся неглубоко, поэтому разработка не потребует больших затрат. Скорее всего, говорил Важенин, ваш совхоз станет подсобным хозяйством будущего ГОКа, будет большое строительство. Это я тогда крепко запомнил.
Когда пришло время возить сено из Монголии, то чтобы автоколонны не блудили, мне довелось вешковать трассу по тайге красными полосками, использовав при этом бабусин халат в горошек. На 34 км автодороги «Романовка – Багдарин» есть отворот на Южный, что около озера Тетрахт в 40 км. Там была небольшая база экспедиции 130-го объединения «Сосновгеология» из Иркутска. Она отсыпала неплохую дорогу до Южного, работало много буровых скважин по разведке урана. Об этом мне по секрету рассказал начальник экспедиции Бавлов Владимир Николаевич, будущий глава района, депутат Народного Хурала, член Совета Федерации ВС РФ, замминистра природных ресурсов РФ. Тогда еще никакой Хиагды не было и в помине. И вот по этой дороге шли автоколонны с сеном до Джилинды напрямую через лесостепь Нэмири, летом она заболочена.
Весной 2012 года в издании «Молодежь Бурятии» вышла статья геолога Кислова Евгения об освоении природных богатств республики. Там говорилось о планах строительства железной дороги от Могзона через Хиагду, Мухал и далее на север, где и начнется освоение рудного месторождения. Я тогда сразу написал джилиндинцам, что в скором времени поедем на поезде до станции Мухал, будете встречать. Со временем все это затихло, но какая-то искорка надежды все еще теплится.
Сейчас ОАО «Хиагда» Минатома РФ хорошо развивается, эта дорога 40 км капитально обустроена, построен современный поселок со всей инфраструктурой, и как-то незаметно, буднично построили металлический мост через Витим. А сколько разговоров было про мост на многочисленных предвыборных собраниях. Всяких кандидатов в депутаты СССР, РСФСР я видел, их обещания канули в Лету. Теперь, если подходить по-государственному, что стоит мощной ОАО «Хиагда» отсыпать от Южного до Усть-Джилинды эти несчастные 40 км. Тогда бы появилось надежное сообщение. А так джилидинцы мучаются летом. Самолеты практически не летают, гусеничный вездеход «ГАЗ-71» стал на прикол. А столько урана, золота, нефрита вывозится из района, а дороги в ужасном состоянии. Из Улан-Удэ «микрик» едет 12 часов, билет стоит 2100 рублей, 300 рулей за багаж, два раза надо кушать. Итого 3 тыс. рублей. А участок дороги «Исинга – Романовка» летом проехать можно разве на танке. Нужен государственный подход.
Слово Саганова
Ярким примером истинного государственного подхода к решению проблем таежного Баунта был приезд в декабре 1985 года комиссии во главе с первым секретарем обкома партии Беляковым А. М. и председателем Совмина Сагановым В. Б. Такого никто не помнит: за три дня проверяющие объехали все гурты и фермы в радиусе 200 км. По итогам поездок проведено районное совещание.
Тогда крепкий нагоняй от Владимира Бизьяевича получили руководители минсельхоза, района, а также директора, специалисты и бригадиры. Весной 1986 года вышло постановление правительства и обкома «О развитии кормовой базы сельского хозяйства Баунтовского района». Выделены значительные средства, техника, оборудование, семена. Все было расписано буквально по пунктам. Результаты не замедлили сказаться. Увеличилось производство мяса и молока. Надой на фуражную корову превысил 2000 кг. Экономически окрепли все совхозы. В эвенкийском селе Россошино на ферме заработала механическая дойка АД-100. Введена ЛЭП-110 «Романовка – Багдарин», бамовская мехколонна 136 построила автодорогу «Байсы – Россошино», 130-я экспедиция отсыпала трассу «Байсы – Монгой» – 18 км со строительством моста через реку Ашагли.
Тайга в Джилинде была богата разной дичью, водились козы, изюбри, лоси, дикие кабаны, особенно в Муясуне, в сторону Икатского хребта. В Витиме ловили ленков, тайменей в устье реки Кыджимит. В Хушидских озерах много было карасей. Раз в мае ребята-табунщики наловили целый кузов «ЗИЛ-157» карасей и развозили по деревне. Агроному Мантыкову Петру Игнатьевичу лихой Леха Плахин опустил с кузова большой мешок рыбы. Тот сначала присел, но, схватившись за штакетник, доковылял до дома.
Правда говорится: «Своя ноша не давит». Молоко перерабатывали на своем небольшом маслозаводе, которым заведовала выпускница ВСТИ Норбоева Вера. Летом сметану перевозили из Борто через Витим на лодке. Если масло было некондиционным, самолетом возили в Багдарин на маслозавод для перетапливания и дальнейшей сдачи в торговлю. После долгой нелетной погоды самолетом привозили на почту кучу газет, журналов, не знаешь, за что браться. Из-за непостоянного электричества люди хранили мясо в ледниках или во флягах, в тузлуках, в погребах.
Автор: Илья Ангархаев, ветеран труда, заслуженный работник АПК Бурятии