В Бурятии стартовала VII экспедиционно-приключенческая регата «Байкал под парусами»

Руководитель и члены морского клуба «Под парусами» рассказали, что ждет путешественников
Туризм |
Фото В Бурятии стартовала VII экспедиционно-приключенческая регата «Байкал под парусами»
Фото: podparusami.club

Байкал – это место силы, про душу, про общение, познание себя. Священное озеро нужно изучать изнутри – на воде, а не только с берега. Именно такой взгляд сложился у бывалых путешественников, членов морского клуба «Под парусами».

С 9 по 19 июля клуб организовывает очередное плавание – VII экспедиционно-приключенческую регату «Байкал под парусами». Руководитель движения Алексей Мясников уверяет, что участников ждет масса незабываемых впечатлений и личностные трансформации. Накануне он и другие организаторы регаты в лице импресарио клуба Глеба Ворошилова, лидера группы «Полюса» Ильи Разина и оператора, фотографа Никиты Глухова рассказали журналистам холдинга «New Media Group» все о предстоящем покорении «славного моря».

Никита Глухов, Алексей Мясников, Илья Разин, Глеб Ворошилов. Фото: Светлана Чун-зу-мин

- Расскажите о вашем клубе.

Алексей Мясников:

- Морской клуб «Под парусами» родился как второй проект из «Клуба путешественников Михаила Кошухова», который мы с ним основали в 2013 году, я являюсь его соучредителем. Но когда мы попали на «Крузенштерн», это один из самых больших учебных парусников, моя жизнь разделилась на до и после. Я в хорошем смысле заболел морем. С тех пор развиваю только морское направление. И в 2019 году флагманский проект клуба экспедиции под парусами «Крузенштерна» вырастает в отдельное направление – морской клуб «Под парусами». Мы занимаемся как большими парусниками, экспедициями по морям и океанам, кругосветными плаваниями (это парусники океанического класса), так и проведением спортивных мероприятий под названием регата. Наш формат называется «больше чем регата», потому что помимо спортивной составляющей у нас обязательно есть две стихии – море и музыка.  

Илья Разин в прошлой регате отвечал за музыкальную составляющую, вдохновляющую часть. Если днем мы гоняемся, то вечером у нас проходят концерты, творческие вечера, за которые как раз отвечает импресарио нашего клуба – Глеб. И программа получается сбалансированной с точки зрения задействования всех возможных талантов у людей. Получается невероятно насыщенное и запоминающееся действо. Поэтому называется скромно – «Больше чем регата».

Мы проводим регаты на Байкале уже третий год подряд. В 2020 году мы сделали первые две регаты, были музыканты из группы «Ундервуд» и «Tequilajazzz». В 2021 году мы продолжили эту традицию и увеличили географию «хождения» под парусами по Байкалу. Тогда было проведено три регаты, вновь с «Tequilajazzz» и поэтессой Верой Полозковой. Затем у нас была регата с «Markscheider Kunst», мы ходили на север Байкала. И третья, замыкающая – с Олегом Нестеровым и группой «Мегаполис».

В этом году мы возвращаемся на Байкал два раза. Хотелось бы больше, но нынешние условия по потребительскому спросу не позволяют нам провести запланированные четыре регаты. Но, тем не менее, две регаты мы проводим, и сделаем это достойно. Первую, недавно завершившуюся регату представлял Илья Разин и «Markscheider Kunst». Во вторую регату – на север Байкала снова идут «Markscheider Kunst» и приглашенный гость, лидер группы «Препинаки» Андрей Нуждин.

- Сколько яхт и людей будут принимать участие в этой регате?

- У нас есть два дивизиона, один гоночный – регатный, второй – круизный, это более комфортабельные лодки, но с худшими спортивными характеристиками. Если в прошлом году у нас в каждом дивизионе принимали участие по 6 лодок, то в этом году у нас в обоих дивизионах 7 лодок – 3 и 4 соответственно. Плюс еще две лодки – судейское судно и судно-сопровождение, которое отвечает за техническую поддержку и за безопасность, все-таки места дикие, далекие, экспедиционные. С нами обязательно отправляется врач регаты, будет связь с МЧС – информирование о том, куда мы идем, какая география, потому что главный приоритет экспедиции «Под парусами» и всех наших регат – это, безусловно, безопасность людей. Ибо мы занимаемся видом деятельности, который сопряжен с повышенными рисками для здоровья.

- Скажите немного о технической стороне, откуда яхты?

- В Бурятии, к моему большому сожалению, нет федерации парусного спорта. А это дело вполне поправимое, поскольку республика имеет величайшую акваторию не только в России, но и в мире. Она пригодна для посещения, проведения полноценного формата гонок, регат и яхт. И именно Чивыркуйский залив рано или поздно станет центром яхтинга на Байкале, потому что здесь особенное геологическое строение – всегда дует ветер, как по расписанию. Поэтому мы в основном выбираем для гонок эту локацию, задерживаемся подольше.

Исторически, еще со времен СССР существует федерация парусного спорта Иркутской области, люди активно занимаются ее продвижением и развитием. Мы хорошо знакомы с председателем федерации, с кем мы в партнерстве эту регату и проводим, потому что спортивные мероприятия такого рода невозможно организовать стихийно либо самостоятельно – необходим патронаж соответствующей структуры. Поэтому мы все байкальские регаты провели, работая в партнерстве с парусной федерацией Иркутской области. Очень бы хотелось начать сотрудничество с такой федерацией, но уже в Бурятии. У республики есть все шансы на создание собственной федерации, но для этого нужна инфраструктура.   

Развитие яхтинга на Байкале затрагивает напрямую интересы двух структур, министерств – спорта и туризма. Это направление сейчас является сильно развивающимся в России, догоняет мировой уровень. Сейчас, учитывая ковидные времена, закрытые границы с другими странами, люди обратили внимание на внутренние акватории. И наш морской клуб внутри России делает очень много разных направлений: экспедиции по Дальнему Востоку (Курилы, Шантары, Камчатка), также делаем регаты в Крыму тогда, когда это возможно. И регаты на Байкале для нас занимают одно из центральных мест, потому что здесь уникальная акватория. Июль – идеальный месяц для проведения этих регат. А вообще яхтенный сезон здесь может быть с начала июня до середины сентября, даже до начала октября, потому что иркутяне так, собственно, и гоняются.

- Бытует мнение, что яхтенный спорт – это дорого. Расскажите об этой стороне.

- В Иркутской области порядка ста яхт. Люди для себя покупают эти яхты, причем совершенно разного уровня. Большой барьер, который нужно пройти, это обретение флота, но он является довольно дорогой машиной. Кроме того, яхта должна где-то обслуживаться, заправляться, храниться, то есть должна быть парковка. И здесь встает вторая проблема, которая является первоочередной – это отсутствие яхтенной инфраструктуры на Байкале. Нас встречают наследия советских времен, даже бетонный пирс в Северобайкальске не пригоден для яхтинга, поскольку он когда-то строился для разгрузки баржи. А яхты по уровню другие. Здесь нужны серьезные вложения и, прежде всего, такой вклад в инфраструктуру на Байкале должен быть со стороны государства. Как только родится инфраструктура и лодки, в Бурятии появится большое количество спортсменов и любителей.

- Как остальных занесло в регату?

Илья Разин:

- Если вкратце, то мы давно дружим с теми коллективами, которые уже участвовали в регате. Это «Markscheider Kunst», Олег Нестеров из группы «Мегаполис». Наши музыкальные пути переплетаются уже давно, часто случались творческие коллаборации. И мы вплетаем друг друга в эту регатную вязь, создаем нити морской судьбы. 

Глеб Ворошилов:

- В прошлом году я случайным образом оказался на регате, и не совсем понимал, что делать, какова была моя роль во всем этом. И оказалось, что мое предназначение – быть матросом, который является неким бойцом невидимого фронта, занимающимся разведением костров, перегрузкой аппаратуры. И в какой-то момент наш руководитель Алексей обратил внимание на то, что я проявляю себя и с творческой стороны. И я сменил «квалификацию», теперь я не матрос, а человек, который отвечает за развлекательную программу, за настроение и творческие вечера. Потому что спорт спортом, но Байкал – это же ещё про душу, про общение. И я тщательно слежу, чем будет наполнена развлекательная, себяпознавательная часть путешествия.

Фотограф Никита Глухов:

- Моя первая регата была в Греции, но не с клубом «Под парусами». Потом стало интересно узнать, чем отличается регата на море и на Байкале. До этого я был на озере только с берега, проездом в Северобайкальске.

В первую очередь меня впечатлило, что вода не соленая, ее можно пить, ей можно умыться, на море, понятное дело, это большая проблема. А на Байкале ты автономен, не нужно делать запасы и где-то останавливаться. Когда я приехал на Байкал, греческая регата потеряла для меня всякий смысл. Здесь дико, красиво, многое неизведано. Это, действительно, место силы. И мы все это чувствуем – спим в два раза меньше, не устаем, полны энергии. Еще здорово, что нет сети – это очень сближает людей, позволяет полностью погружаться в атмосферу свободы.

Я живу в Москве. И когда возвращаюсь после экспедиций в большой город, чувствую какой-то эффект клаустрофобии – все как будто давит.

- Как себя ведут люди в ходе путешествия?

Глеб Ворошилов:

- Самое любопытное – наблюдать за метаморфозами, которые происходят с загруженными городскими людьми. На второй-третий день Байкал всех приводит к общему знаменателю, меняются взгляды, люди становятся счастливыми. Происходит очень много смешного, например, в первый день, когда идет погрузка экипажей на яхты, все по привычке берут с собой 10-литровые бутыли с водой. В это время шкипера, капитаны смеются. А люди обиженно и надменно говорят: «Я из озера воду пить не буду». Через несколько дней видишь, как они зачерпывают байкальскую водичку кружкой и спокойно попивают.

Алексей Мясников:

- Наши экспедиции, действительно, рассчитаны на обычного городского человека, так называемых офисных планктонов. Когда мы показываем им живописные места Байкала, которые начинаются с Чивыркуя и выше – до Северобайкальска, а после спускаемся до Ольхона, у людей происходят большие личностные трансформации, они приобретают небывалый опыт хождения под парусами, знакомятся с энергетикой этих мест и самое главное – с людьми: жителями, егерями, экскурсоводами. Ведь одной воды мало, это скучно. А высадки в разных местах насыщают нашу программу, это важное слагаемое успеха.

Девиз, кредо нашего морского клуба: «Проверь свою мечту на прочность». Глубокие эмоции, проживание и все остальное человек получает только тогда, когда он что-то преодолевает, побеждает. И тогда он чувствует настоящую награду и сильные эмоциональные потрясения. Естественно, есть вероятность того, что он может не пройти эти испытания. И наша задача – помочь им, у новичков есть много страхов: боязнь качки, свалиться за борт, даже из-за отсутствия связи. И все эти барьеры мы шаг за шагом помогаем преодолевать.

Все люди достаточно зрелые, среднее ядро – 35-55 лет. Они едут, прежде всего, за общением. Иногда бывают семьи с маленькими семьи. Один из отцов даже сказал: «Путешествие – это пассивное образование».

- Расскажите подробнее о маршруте экспедиции.

- Сначала мы заезжаем в Ацагатский дацан. Попросим хорошей погоды, хороших людей. Для нас это очень важно, а для Байкала – сакрально. И после всей нашей дружной командой выдвигаемся в сторону Чивыркуйского залива, заезжаем в заповедник. Там на Монахово, на пирсе пересаживаемся на лодки и уходим в бухту Змеиную, на термальные источники и другие интересные места Чивыркуйского залива, к примеру, бухту Крутая. Побудем там два-три дня в зависимости от погоды и уйдем на север. Туда отправимся через Давшу, с обязательной высадкой в Доме соболя. Потом переходим через Хакусы, бухту Аяя и там сделаем подъем к Фролихинским ледниковым озерам. После держим курс до Северобайкальска, где есть яхтсмены, лодки. В прошлом году у нас был опыт проведения совместно с северобайкальскими яхтсменами однодневной гонки-регаты. И в этом году, если ветер позволит, мы это повторим.

Также мы с мэром Северобайкальска Олегом Котовым в прошлом году задумали проведение в городском парке морского музыкального фестиваля. В этом году прилетели профессиональные ведущие из Москвы – Федор Воскресенский и Юкля, которые будут вести этот фестиваль и вечерние программы по ходу регаты. С нашей стороны будут известные музыканты, мы уже готовим с администрацией Северобайкальска совместную программу. После фестиваля мы в ту же ночь снимаемся с пирса и ставим якоря в бухте неподалеку. Отправимся смотреть на плантацию чабреца. Потом мы идем к острову Ольхон, а после уже попадаем в акваторию Иркутской области, откуда все разлетятся по своим городам.

- Регата наносит какой-то вред экологии Байкала? Как налажен сбор отходов на судах?

- Это самый экологичный вид транспорта, ведь если есть ветер, ты идешь под парусами, без топлива, бесшумно. Благодаря этому ты никак не напугаешь любопытную байкальскую нерпу.

Когда заходим на берег, все продукты жизнедеятельности мы забираем с собой. Когда пьем, едим, разливаем все в картонные коробки, то есть в посуду, которую можно сжечь. То, что нельзя оставлять, собираем, увозим и сдаем в специализированные места для отходов. Например, в Монахово есть пункт раздельного сбора мусора.

Яхтсмены, наверное, больше всех соблюдают правила экологии. Ведь для них самые главные ценности: вода, ветер и сама акватория. Это дом, а его нужно беречь, содержать в чистоте. Более того, берег на котором мы останавливаемся, после нашего пребывания становится чище. Потому что мы сжигаем в кострах весь валежник, собираем не только свой, но и чужой мусор. Все-таки бухты Байкала прелестны своей девственной чистотой и для нас важно оставить их такими как можно дольше, минимизировать фактор влияния человека.

- Спасибо, удачного путешествия!

Отметим, команда телекомпании «Мир-Байкал» и медиахолдинга «New Media Group» в ходе VII экспедиционно-приключенческой регаты «Байкал под парусами», не отрывая рук от штурвала и видеокамеры будет вести дневник парусной регаты на Байкале, который будет транслироваться на ютуб-канале ТК «Мир-Байкал», в социальных сетях холдинга.

Партнеры «New Media Group»:

При поддержке Министерство туризма Республики Бурятия

Армейский магазин, магазин силовых структур «Звезда»

Торговая группа «Абсолют».

Кол-во просмотров: 6873

Поделиться новостью:


Поделиться: