В Бурятии рассказали про единое пособие, электронные сертификаты и другое

Климентий Шомоев считает, что объединение фондов позволило получать госуслуги более быстро и удобно
Общество |
эксклюзив
ЭКСКЛЮЗИВ
Фото В Бурятии рассказали про единое пособие, электронные сертификаты и другое
Фото: Дмитрий Дубанов

С нового года 44 госуслуги в полном объеме предоставляются в единых клиентских службах фонда. Кроме того, фонд выплачивает с нового года новое единое пособие на 120 тысяч детей в возрасте до 17 лет, которое становится основной мерой поддержки для нуждающихся семей. Об итогах работы – в интервью с управляющим Отделением СФР по Республике Бурятия Климентием Шомоевым.  

– Климентий Вячеславович, с января Пенсионный фонд и Фонд социального страхования объединились. Сегодня Социальный фонд России уже работает в полную силу. Что изменилось для граждан?

– Объединение двух фондов в первую очередь было осуществлено для того, чтобы люди почувствовали простоту и  удобство   при   получении  госуслуг  по пенсионному и социальному страхованию.  До слияния оба фонда занимались обслуживанием одних и тех же категорий граждан.

 Сейчас все госуслуги жителям республики предоставляются по принципу «одной жизненной ситуации». Разберем на примере инвалидности. Если инвалидность человеку установлена впервые, то Социальный фонд беззаявительно назначит гражданину пенсию по инвалидности и ежемесячную денежную выплату  со дня установления инвалидности органами МСЭ. Если в ИПРА инвалиду рекомендовано использование технических средств реабилитации, то специалисты окажут еще и содействие в подаче заявления на обеспечение необходимыми изделиями. При этом ему порекомендуют  подать заявление  на обеспечение средствами реабилитации  наиболее удобным способом. До нового года эти услуги предоставлялись разными ведомствами. И самое главное  изменение – все положенные госуслуги с нового года граждане получают в единых клиентских службах СФР по месту жительства. До объединения клиентам Фонда соцстрахования по многим вопросам приходилось выезжать в Улан-Удэ. В частности, за путевкой на санаторно-курортное  лечение и направлением на бесплатный проезд до санатория и обратно. С марта текущего года путевки в санатории  и талоны на проезд льготники получают в  клиентских службах, которые есть в каждом районе. Также  в клиентских службах теперь выдаются и направления на получение средств реабилитации. При необходимости наши специалисты могут выехать на дом к маломобильному человеку в рамках выездного приема.

Кроме того, для удобства клиентов, получающих  через банки пенсию по инвалидности и ежемесячную выплату в связи с производственной травмой или профзаболеванием, объединили все выплаты  на одну дату доставки, 6-е число ежемесячно. По такому же принципу изменения произведены для получателей  соцвыплат через почтовые отделения. До объединения фондов пострадавшие на производстве  пенсию и выплаты получали  в разных ведомствах и, соответственно, в разные даты. Я считаю, что эти изменения наши клиенты оценивают только с положительной стороны.

- Вы сказали о том, что специалисты клиентской службы могут порекомендовать людям с инвалидностью удобный способ обеспечения техническими средствами реабилитации. Какие способы на сегодня есть?      

- Законодательством предусмотрено три способа: предоставление изделий в натуральном виде в рамках заключенных госконтрактов, выплата компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство и приобретение изделий по электронному сертификату в специализированных магазинах. Отмечу, что предоставлению технических средств реабилитации гражданам  с инвалидностью в Социальном фонде  сегодня уделяется особое внимание. Некоторые проблемные вопросы с начала года удалось решить, но еще остаются такие, которые зависят не столько от изменений в организации работы внутри фонда, а во многом  от добросовестности поставщиков. В ФСС нередко возникали ситуации, когда обязательства по заключенным госконтрактам  некоторыми поставщиками не исполнялись. От недобросовестных исполнителей в первую очередь страдали клиенты, которые не получали необходимые технические средства  реабилитации в установленные сроки. С коллегами находим разные пути выхода из таких ситуаций, чтобы обеспечить людей всеми необходимыми изделиями. В этой работе большую помощь оказывают именно клиентские службы в районах. 

Наши специалисты достаточно быстро обучились приему по услугам соцстрахования. Для  более глубокого погружения с начала года регулярно  проводили обучение специалистов с привлечением профильных отделов, выезжали на предприятия по изготовлению протезов, ортезов, ортопедической обуви, слуховых аппаратов. Посетили магазины, специализирующиеся на продаже технических средств реабилитации, способствовали подключению  к  системе  электронного  сертификата  новые  точки  продаж. Постарались   досконально изучить путь  клиента,  начиная от подачи заявления  до результата  по оказанной услуге. Что нам это дало? Консультирование граждан стало более предметным. Сейчас специалист клиентской службы  знает и понимает, о чем говорит человек, и старается ему помочь. Более того, присутствие  фонда в каждом районе позволило охватить услугами тех инвалидов, которые по каким-то причинам за ними не обращались.  Параллельно проводили работу по актуализации баз данных клиентов, более тщательно сейчас контролируем  поставщиков  и качество изделий  при непосредственной выдаче технических средств реабилитации инвалидам. Таким образом,  взаимодействие с нашими  клиентами приобретает все более индивидуальный подход.  

Помимо этого, всем отделениям СФР на текущий год выделены дополнительные бюджетные ассигнования. В общей сложности на обеспечение техническими средствами реабилитации инвалидов республики в 2023 году будет направлено свыше 527 млн рублей. Дополнительное финансирование позволит обеспечить граждан  изделиями, которые ожидают еще с прошлого года, а также в первоочередном порядке  выдать необходимые ТСР, поставка которых сорвалась по вине недобросовестных поставщиков. 

И, конечно, сейчас большую работу проводим  по популяризации самого  быстрого и удобного способа – приобретение средств реабилитации  по электронному сертификату. Заявление на оформление  сертификата рассматривается  в течение пяти рабочих дней, выносится решение и  гражданин самостоятельно, не тратя собственных денег, может приобрести технические средства реабилитации в специализированных магазинах.

– Как часто используют электронные сертификаты люди с инвалидностью?

– С начала года в республике оформлено более 8 тысяч электронных сертификатов. Нуждаемость в средствах реабилитации одному человеку может устанавливаться органами МСЭ  сразу  на  несколько видов ТСР,  поэтому  электронный сертификат  оформляется  на  каждое изделие.

Как правило, на электронный сертификат приобретаются кресла-коляски, слуховые аппараты, ежедневные средства гигиены и спецсредства при нарушении функции выделения, детскую и взрослую ортопедическую обувь. Слабовидящие граждане самостоятельно покупают тифлоплееры и трости, для слабослышащих по сертификатам доступны телевизоры, телефоны и сигнализаторы.  Приобретать технические средства  реабилитации можно не только в точках продаж, подключившихся к системе Федерального казначейства и Национальной платежной системе «МИР». На сегодня в Бурятии работает уже 11 точек продаж. Рекомендованные ИПРА-изделия можно приобретать и на крупных маркетплейсах, что очень удобно для маломобильных граждан. Первым к системе «Электронный сертификат» подключился интернет-магазин OZON. Сейчас прорабатывается вопрос по подключению к системе Сбермегамаркета.  

Я думаю, что удобство нового способа обеспечения средствами реабилитации оценили многие граждане с инвалидностью. Его основное преимущество – быстрота. Время от момента оформления сертификата до возможности приобрести продукцию по карте «МИР» занимает не более 10 дней. После покупки по электронному сертификату от гражданина не требуется никаких подтверждающих документов. Все необходимые сведения поступят в Социальный фонд России автоматически.  

– Давайте перейдем к единому пособию. Сколько уже жителей республики воспользовались новым видом поддержки семей с детьми?

– По статистике, в семьях республики подрастают 215 тысяч детей в возрасте до 17 лет. С января единое пособие выплачивается на 120 тысяч детей и более 2 тысячам беременным женщинам. Размер пособия определяется исходя из критериев нуждаемости семьи. На детей максимальный размер пособия составляет 16 006 рублей, беременным женщинам – 17 079 рублей. Чаще всего для оформления пособия жители республики используют портал Госуслуг, через него заявления подают большинство заявителей, почти 99%.

– Кроме заявления, нужно ли представлять дополнительные документы для назначения единого пособия?

– Механизмы оформления единого пособия можно назвать образцовыми с точки зрения взаимодействия органов власти в формате социального казначейства. Реализация социального казначейства максимально освободила граждан от необходимости представлять справки и другие документы для получения выплат. При оформлении единого пособия человек только подает заявление, всю остальную информацию сотрудники Соц- фонда собирают при межведомственном взаимодействии и черпают из информационных систем фонда. К примеру, на семью из трех человек в среднем мы направляем 210 запросов, на семью из четырех человек – 300 запросов, и все они своевременно к нам приходят. Главные поставщики информации  – Налоговая служба и Росреестр. Мы оцениваем данные и принимаем решение. Это позволяет родителям тратить меньше времени и сил на получение господдержки и больше времени проводить с детьми.

– Расскажите о Центрах общения старшего поколения Социального фонда, сколько центров открыто в нашей республике.  

– В октябре исполнился год со дня выхода распоряжения о старте пилотного проекта Социального фонда России по созданию Центров общения старшего поколения на базе объединенных клиентских служб фонда. В Бурятии помимо Гусиноозерска Центр для пожилых людей работает в г. Северобайкальске. В целом Социальный фонд открыл уже 200 центров общения для людей старшего поколения в 80 регионах страны, чтобы обеспечить людям серебряного возраста качественный досуг в атмосфере заботы и внимания, поддержать их интерес к жизни.

Хотелось бы поделиться отличной новостью. Бурятское региональное отделение Союза пенсионеров России при поддержке нашего Отделения выиграло грант на создание Добро.Центров «Молоды душой» на базе наших Центров. На поддержку мероприятий серебряных волонтеров республики выделят 750 тысяч рублей. 

Торжественное вручение сертификатов победителям Всероссийского грантового конкурса «Молоды душой» состоялось в Москве в канун празднования Международного дня пожилых людей в рамках седьмого форума «Серебряные добровольцы». На средства гранта запланировано провести крупные мероприятия в Селенгинском и Северобайкальском районах. Это акция «Мы рядом» по оказанию адресной помощи участникам СВО и членам их семей, республиканская спартакиада среди пожилых людей и экологические акции. Забота и внимание  к старшему поколению – неотъемлемая часть нашей работы. Создавая Центры общения старшего поколения, мы дарим пожилым людям самое важное для них сейчас – радость общения, знания, навыки и осознание того, что они нужны обществу и могут сделать еще очень много полезных вещей, на которые у них есть силы и большое желание.  

– Спасибо за интервью!

 

Кол-во просмотров: 3902

Поделиться новостью:


Поделиться: