В Бурятии рассказали о ритуалах и обрядах Сагаалгана

В эти дни многие верующие соблюдают местные религиозные традиции по всем правилам
Общество |
Фото В Бурятии рассказали о ритуалах и обрядах Сагаалгана
Фото: Зорикто Дагбаев


2 февраля в Бурятии празднуют наступление нового года по буддийскому календарю. Страницы СМИ и пабликов пестрят сообщениями на тему «Как правильно праздновать Сагаалган», какие обряды нужно соблюдать, какие хуралы необходимо посетить. Имеет ли смысл соблюдать все кухонно-бытовые ритуалы, связанные с празднованием Сагаалган, или Сагаалха (правильное название праздника, по убеждению Хамбо ламы Дамбы Аюшеева)?

Хотя Сагаалган в Бурятии в первую очередь светский праздник, в эти дни многие верующие соблюдают местные религиозные традиции по всем правилам, и не дай бог  сделать что-то не так. 

Отпраздновать буддийский Новый год по всем правилам – это:

– посетить накануне праздника молебен в дацане (верующими особенно ценится хурал «Намсарай» – бога богатства, чтобы будущий год был с достатком);

– сходить на обряд «Дугжуубэ», чтобы очистить тело и душу;

– убраться дома и во дворе (перед наступлением Нового года такое принято у многих народов);

– собрать подношения в количестве 3 – 9 штук – тарелку «далга» с нечетным количеством слоев (теперь модно делать далга по-монгольски – с печатной выпечкой боово) и поставить все перед божницей «гунгарбаа»;

– перед самым праздником, в «Бутуу удэр», соблюдать пост и сидеть дома в тишине и покое, чтобы накапливать энергию;

– встать в 4 утра или не спать вообще, чтобы богиня Лхамо, которая пролетает над землей, тебя «посчитала»;

– в день наступления Нового года с утра накрыть на стол и ждать первого гостя – именно мужчину (многие семьи договариваются между собой сходить друг к другу в гости и чтобы порог первым переступил мужчина);

– на следующий день вывесить  «хии морин» (сторону, куда вешать, надо обязательно узнавать заранее в дацане);

– а после соблюдения всех вышеперечисленных ритуалов можно в течение месяца ходить по гостям с подарками в виде полотенец, шарфов, рубашек, мыла и чая.
Получается, что в Бурятии Сагаалган – это огромное количество обрядов и ритуалов. Но так ли они обязательны? Конечно, ритуалы нужны, они призваны помочь людям упорядочить хаос в жизни, а религиозные ритуалы служат для выражения веры. 

Но бывает и так, что некоторые, особенно молодые, не видят за этими обрядами того глубокого смысла, который несет празднование наступления Нового года. Можно не соблюдать все ритуалы, связанные с праздником, не посещать молебны и костер «Дугжуубэ», не ходить в гости, в Сагаалган главное – помнить о смысле праздника: обновлении себя и своих мыслей. 

Поздравляя россиян с буддийским Новым годом в 2021 году, Далай лама сказал: «Сегодня важно задуматься о том, каким был ушедший год. Проанализировать, как вы его прожили. Правильно ли использовали этот год. Если вы по возможности помогали другим, служили им или хотя бы старались не причинять вреда, то, можно сказать, вы прожили год со смыслом. 

В начале нового года сказать себе: «Прошлое осталось в прошлом, с первого дня нового года, пусть физически я остаюсь тем же человеком с тем же именем,  моя жизнь изменится – она наполнится состраданием, наполнится смыслом».

И в традициях главное – смысл. Совершенно неважно, посетили ли вы «Дугжуубэ», во сколько слоев у вас далга, встали ли вы ровно в 4 утра, делали ли простирания, правильно ли произносите мантры. Главное в традициях и ритуалах – смысл, который они несут. 

А вера – это исследование себя и смысла жизни. Не так давно Далай лама провел учения для россиян, где призвал всех молящихся при чтении мантр не уподобляться попугаям, бездумно повторяющим слова, а размышлять об их смысле и исследовать Учение Будды с опорой на буддийскую логику и философию.

Автор: Оюун Хэрэгэй

Кол-во просмотров: 4793

Поделиться новостью:


Поделиться: