В Бурятии рассказали о причинах повышения тарифа за проезд

За три последних года парк автобусов частных перевозчиков Улан-Удэ сократился на 30 процентов
Общество |
Фото В Бурятии рассказали о причинах повышения тарифа за проезд
Фото: Зорикто Дагбаев

Все сильнее звучат разговоры о повышении  стоимости   проезда  в   улан-удэнском общественном транспорте, что на фоне повсеместно растущих цен вызывает у горожан серьезные беспокойства. Реальны ли эти опасения, чем обоснованы намерения повысить тарифы, в конце концов, на сколько собирается подорожать наш общественный транспорт, мы решили узнать у тех, кто много лет обеспечивает в столице Бурятии бесперебойную работу пассажирских перевозок.

 Все, кто пользуется услугами маршрутных перевозок, не могли не заметить, как усложнилась работа общественного транспорта в период ограничительных мер и зачастую не по вине частных перевозчиков. Предложения, как помочь им пережить кризис, которому сегодня позавидовал бы и разгул 90-х, и то, что происходило здесь в период «нулевых», звучали на прошедшей недавно очередной сессии Народного Хурала. К сожалению, волшебного способа решить сразу все вопросы не смогли предложить даже депутаты. Мы же решили выяснить, так ли реальны разговоры о повышении тарифов и на сколько городские власти готовы повысить цену на проезд.

 Куда уехала маршрутка

Ни для кого уже не секрет, что с 2018 года в Улан-Удэ наблюдается устойчивый отток подвижного состава частных перевозчиков, и пандемия только обострила эти процессы. Автобусы выставляются на продажу в связи с тем, что их владельцы приняли решение заняться более прибыльным делом, чем пассажирские перевозки.

Как сообщили в комитете по транспорту, потребительскому рынку и предпринимательству Улан-Удэ, если в прошлом году на городские маршруты выходило 840 единиц транспорта, то в настоящий момент – порядка 700 единиц. Если смотреть в целом, то с 2018 года парк автобусов частных перевозчиков в столице Бурятии сократился почти на 30%. Между тем только по предварительным расчетам потребность города оценивается в 200 автобусов большого и среднего класса типа «ЛиАЗ», «ПАЗ» и 400 автобусов малого класса.

Учитывая активное старение и выбытие подвижного состава, в прошлом году в Улан-Удэ закупили 42 автобуса «ПАЗ». Как известно, их распределили по наиболее проблемным участкам в левобережном, юго-западном направлениях, в микрорайоны Дивизионный, Комушка, Радужный, Мясокомбинат и др. Согласно поручению президента страны, на протяжении года администрация города работает с минтрансом Бурятии и минтрансом России по вопросу развития системы городского общественного транспорта с перспективой реализации в 2022 – 2023 гг.

– Порядка 157 автобусов большой и средней вместимости просим на нужды города, учитывая поступившие в 2020 – 2021 гг. Автобусы планируем разместить на базе МУП «Городские маршруты» и пустить на самые сложные участки – в отдаленные микрорайоны. Все расчеты подготовлены и переданы на рассмотрение, – сообщил председатель комитета по транспорту, потребительскому рынку и предпринимательству Улан-Удэ Юрий Ткачев.

Все время вверх

Как бы ни начиналась встреча с водителями маршруток, заканчивается она неизменно на повышенных тонах, и понять крепких на вид мужчин можно. Инфляция бьет все мыслимые и немыслимые рекорды, обесценивая все вокруг. Как сообщил председатель профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства Республики Бурятия Игорь Сластин, затраты на содержание одного автобуса без учета капитального ремонта двигателя и коробки переключения передач выросли на сегодня до 100 тыс. рублей в месяц, или 4,5 тыс. рублей в рабочий день.

– Только за этот год цена на стандартное дизельное топливо увеличилась на 7,4%, на автошины – на 30%, на лобовое стекло – втрое. Замена масла стала дороже на 13%, а диагностика – на 33%, – не скрывает эмоций председатель Ассоциации перевозчиков Анатолий Мухамедчин.

Он напоминает, что при всем этом требования к перевозчикам на законодательном уровне только возрастают. Никто ни для кого никаких скидок не делает. Новые правила технического осмотра, оснащение городского транспорта тахографами, системой «Эра ГЛОНАСС», транспортная безопасность – все это требует постоянных расходов, обеспечивать которые становится сложнее. Причем данные расходы не включены в расчет тарифа и оплачиваются из кармана перевозчика.

«Приведи друга»

В условиях пандемии, когда заметно снизился пассажиропоток, хорошим подспорьем для водителей маршруток стала единовременная субсидия. Тогда каждый водитель получил материальную помощь в размере 10 – 15 тыс. рублей. Однако общей проблемы это не решило. Из-за низкой рентабельности отток водителей в иные сферы деятельности продолжается, и сдержать его пока не получается. По словам председателя республиканского профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства Игоря Сластина, доход водителя после затрат на топливо, текущий ремонт, стоянку, мойку, обязательное страхование, медика и прочее на сегодня составляет порядка 17 – 25 тыс.  рублей. И если уж вести речь о повышении тарифа за проезд, то эта мера лишь отчасти поспособствует увеличению доходов водителей частных организаций.

МУП «Городские маршруты» также испытывает нехватку рабочих кадров.

– Нельзя сказать, что ничего не предпринимается. В целях увеличения штата водителей предприятием объявлена акция о приеме водителей категории «Д» с выплатой «подъемных» в 20 тыс. рублей. Ранее внутри предприятия проводилась акция «Приведи друга». Всего по итогам таких мероприятий штат пополнился шестью водителями. Кроме этого, предприятие проводит бесплатное переобучение с категории «В» или «С» на категорию «Д». Прием водителей продолжается. Мы ждем положительных результатов по примеру МУП «Управление трамвая», где похожая акция позволила укомплектовать состав кондукторов и запустить месяц назад два новых трамвайных маршрута, – сообщил Юрий Ткачев.

 В комитете считают, что для комплексного решения проблемы необходимо рассматривать и внедрять механизмы возмещения части затрат перевозчиков, связанных с осуществлением пассажирских перевозок. С другой стороны, учитывая уровень бюджетной обеспеченности города и республики, ожидать быстрых решений в данном вопросе не приходится.

 Хорошая льгота

Как сообщили в администрации города Улан-Удэ, необходимость пересмотра тарифа проезда в общественном транспорте связана с рядом важных факторов, таких как рост цен на топливо, смазочные материалы; увеличение уровня минимального размера оплаты труда и отчислений в социальные фонды, тарифов на электроэнергию; рост цен на материалы, запчасти и другие расходы. Предлагается увеличение тарифов за проезд в автомобильном транспорте на 1 рубль, то есть с 24 до 25 рублей, в электрическом транспорте – на 2 рубля, то есть с 18 до 20 рублей.

 Фото: Управление по информационной политике Улан-Удэ

Председатель комитета городского хозяйства, транспорта и связи Улан-Удэнского горсовета Сергей Бурдиков уже высказался о действенности данной меры, которая вряд ли решит все транспортные проблемы города, но должна остановить отток кадров и отъезды водителей на вахты в другие регионы.

 Кроме того, администрацией города совместно с депутатами Улан-Удэнского городского Совета прорабатывается вопрос о дополнительной мере соцподдержки для пенсионеров по старости и школьников в муниципальном транспорте путем введения с 2022 года льготного проездного билета.

– У нас уже сейчас есть льгота для школьников – 50% на проездные в трамваях, льготный проезд по сезонным дачным автобусам. И есть скрытая льгота, имеется в виду, когда мы дотируем муниципальные предприятия и по факту горожане платят льготный тариф, а не экономически обоснованный, – отметил депутат Сергей Бурдиков.

Нельзя не вспомнить и о том, что с 18 октября 2021 года в Улан-Удэ стартовал эксперимент с пересадочным тарифом. При условии безналичной оплаты, заплатив всего 24 рубля, пассажиры могут воспользоваться проездом сразу на двух видах общественного транспорта, включая трамвай.

 – Напомним, что тестирование системы пересадочного тарифа проводится на автобусном маршруте №1, обслуживающем 100-е микрорайоны, и всех трамвайных маршрутах. Трамвай является скоростным видом транспорта большой провозной способности. Путем комбинирования поездок на трамвае в центральной части города и автобусе из отдаленного микрорайона можно значительно снизить время поездки пассажира, увеличить ее дальность, исключить многократное дублирование маршрутов и снизить загруженность магистральных улиц. После устранения замечаний, анализа и оценки систему пересадочного тарифа планируется применить на остальных маршрутах, обслуживаемых муниципальными предприятиями. Сейчас по результатам эксперимента в будни пересадкой пользуется порядка 50 человек, – пояснил Юрий Ткачев.

 Остается добавить, что вопрос о новых тарифах в общественном транспорте планируется рассмотреть на сессии Улан-Удэнского городского Совета депутатов в декабре 2021 года.

 Андрей Норбоев

Кол-во просмотров: 3118

Поделиться новостью:


Поделиться: