Все больше в нашей жизни появляется новых сервисов, упрощающих и улучшающих процесс получения гражданами государственных услуг. О новинках в сфере социального страхования мы попросили рассказать управляющего Региональным отделением Фонда социального страхования в Республике Бурятия Елену Беняш.
– Елена Степановна, ранее мы информировали наших слушателей о современных сервисах Фонда социального страхования. О чем расскажете в этот раз?
– Фонд социального страхования уделяет большое внимание цифровому предоставлению государственных услуг, постоянно совершенствуя и внедряя новые сервисы как для граждан, так и для страхователей, используя которые они имеют возможность получить услуги Фонда в режиме онлайн.
Показательный пример – сервис «Электронный листок нетрудоспособности», вошедший в нашу жизнь пять лет назад. В связи с востребованностью и очевидными преимуществами он был признан в числе успешных цифровых проектов Фонда социального страхования. Как известно, с начала этого года выдача листков нетрудоспособности на территории всей страны осуществляется только в электронном формате.
Говоря о новых технологиях, необходимо отметить, что с 1 января текущего года Фонд, осуществляющий назначение и выплату пособий по социальному страхованию гражданам напрямую, перешел на проактивный режим выплат данных пособий. Граждане, работающие по трудовому договору, теперь получают причитающиеся им пособия без подачи заявления на выплаты, то есть автоматически.
– О каких пособиях идет речь?
– Речь идет о пособиях по временной нетрудоспособности,
– беременности и родам,
– единовременном пособии при рождении ребенка.
Проактивный формат выплат пособий заключается в том, что теперь работодатель, получив электронное сообщение от Фонда об открытии электронного листка нетрудоспособности, должен подтвердить в Фонд социального страхования данные для расчета пособия работнику.
Это подтверждение или передачу сведений работодатели осуществляют через специально созданную систему социального электронного документооборота (СЭДО), к которой они должны были подключиться до 1 января текущего года.
Уведомление об открытии сотруднику листка нетрудоспособности или любом изменении статуса документа (то есть продлении или закрытии) приходят работодателям в автоматическом режиме, а в Фонд эти сведения направляет сегодня медицинская организация. В сообщении указываются все данные сотрудника: фамилия, имя, отчество, дата рождения, СНИЛС, номер электронного листка нетрудоспособности, когда он выдан, по какой причине, дата, с которой сотрудник может приступить к работе, и, если работодатель подтверждает представленную информацию, Фонд социального страхования выплачивает работнику пособие.
– Какие еще есть новшества для граждан?
– Еще один сервис Фонда касается женщин, готовящихся к рождению малыша. С 1 июля прошлого года полностью перешел в цифровой формат бумажный родовый сертификат. Формирование родового сертификата в виде электронного документа, его учет и хранение осуществляется в «Единой информационной системе Фонда социального страхования».
Происходит это так. Бланк электронного документа формируется врачами, когда будущая мама первый раз посещает женскую консультацию. Для его получения достаточно предоставить только паспорт, страховой полис и СНИЛС. Если родовой сертификат не был открыт в женской консультации, его сформирует роддом или детская поликлиника, где в течение первого года жизни будет наблюдаться ребенок.
Также теперь женщина может увидеть свой родовой сертификат в Личном кабинете на портале Госуслуг. Кроме того, на основании данного электронного документа с недавнего времени отделение Пенсионного фонда получает сведения, являющиеся основанием для назначения ежемесячной выплаты женщинам, вставшим на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности. Если ранее это были полномочия Фонда по выплате данного вида пособия, то с 1 июля 2021 года эти выплаты осуществляет Пенсионный фонд.
– Среди получателей услуг Фонда есть также граждане с инвалидностью. А как они пользуются новыми сервисами?
– На Едином портале государственных услуг постепенно внедряется система суперсервисов, каждый из которых содержит набор услуг, предоставляемых в рамках определенной жизненной ситуации. Один из таких сервисов ориентирован на граждан с инвалидностью, которые могут получить государственные услуги в режиме онлайн. Речь идет о подаче заявления на обеспечение граждан техническими средствами реабилитации и выплату компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации.
То есть ранее, чтобы получить средства реабилитации – трость, протез, слуховой аппарат или компенсацию за самостоятельно приобретенные средства реабилитации, гражданам с инвалидностью необходимо было заполнить заявление, прикрепить к нему свой комплект обязательных документов, после чего предоставить оригиналы документов в отделение Фонда.
Теперь же достаточно заполнить на Едином портале государственных услуг только одно заявление и подтвердить свою личность с помощью электронной цифровой подписи. Далее сотрудники отделения Фонда в рамках межведомственного взаимодействия запросят у соответствующих ведомств все необходимые данные по гражданину, то есть индивидуальную программу реабилитации или абилитации инвалида и СНИЛС. Тем самым исключена необходимость гражданам каждый раз предоставлять весь пакет подтверждающих документов.
– Сейчас активно анонсируется новый сервис Фонда для граждан с инвалидностью «Электронный сертификат на технические средства реабилитации». Расскажите об этом подробнее, пожалуйста.
– Да, на самом деле сегодня данный сервис активно внедряется в республике отделением Фонда. До недавнего времени существовали два способа обеспечения граждан с ограниченными возможностями техническими средствами реабилитации. Это обеспечение по заключенным государственным контрактам либо компенсация за самостоятельное приобретение технических средств реабилитации, когда гражданин сначала приобретал изделие на свои средства, а затем Фонд компенсировал ему расходы.
Новый цифровой сервис «Электронный сертификат на технические средства реабилитации» это еще один путь, дающий возможность гражданину значительно сократить время получения технических средств реабилитации за счет того, что ему не нужно ждать, когда заключится государственный контакт. Оформить прописанные в индивидуальной программе реабилитации технические средства реабилитации он теперь может самостоятельно, причем не потратив собственных средств – стоимость покупки спишется с сертификата автоматически.
«Электронный сертификат» привязан к платежной системе «МИР». То есть наличие карты «МИР» является обязательным условием для получения электронного сертификата. Номинал электронного сертификата допускается потратить только на покупку технического средства реабилитации и эту сумму не выдают наличными. Более того, деньги по сертификату на карту не перечисляют – они лишь резервируются в бюджете до момента оплаты покупки. При оплате технического средства реабилитации нужно просто предъявить карту «МИР», к которой привязан электронный сертификат, или ввести реквизиты на сайте интернет-магазина.
Таким образом «Электронный сертификат» позволяет не только сократить сроки обеспечения заявителей, но и повысить удовлетворенность граждан качеством полученных изделий, поскольку они имеют возможность выбрать их самостоятельно.
– В период пандемии, когда все учреждения вынуждены были закрыть двери, какие новые технологии Фонда оказали наиболее эффективную помощь в работе с гражданами?
– Ситуация с новой коронавирусной инфекцией показала актуальность и своевременность перехода Фонда социального страхования на электронные сервисы, которые мы по праву называем клиентоориентированными. Таким спасительным механизмом для наших граждан, к примеру, стал сервис «предварительная запись на прием», действующий и по сегодняшний день.
С помощью него каждый, включая граждан с инвалидностью, не выходя из дома, может подобрать удобные для себя дату и время посещения регионального отделения. Сервис направлен на улучшение качества и доступности услуг Фонда социального страхования. К примеру, теперь записаться на прием можно и через приложение «Социальный навигатор» либо через портал Государственных услуг в Личном кабинете получателя услуг Фонда. Эта процедура занимает всего несколько минут.
– Спасибо за интересную и полезную информацию!