2 февраля 2022 года наступит новый год по буддийскому календарю – год Синего Тигра стихии Вода. Переход от старого года Коровы (2021) к новому году Тигра (2022) - Сагаалха.
Во всех дацанах Буддийской традиционной Сангхи России в течении четырех дней пройдут большие молебны, посвящённые подготовке к переходу к следующему году и устранения препятствий.
По буддийской традиции перед встречей Нового года принято достойно проводить старый год: сделать большую уборку дома, а также принять участие в специальных ритуалах. В связи с эпидемиологической ситуацией можно внести имена на молебен он-лайн, не посещая молебны.
29 января, суббота, в 17.00 часов ламы проведут ритуал балин адисалга (благословение подношений), специально изготовленных к Сагаалха.
30 января, воскресенье, и 31 января, понедельник, с 9.00 в течение полутора дней будет проходить молебен Десяти Защитников Учения - Арбан Хангал Идам Ямандага, Сахюсаны: Гомбо, Гонгор, Шагдар, Чойжал, Лхамо, Сэндэма, Шалши, Намсарай, Жамсаран и Цанба.
Молебен проводится с просьбой о защите всех живых существ, об устранении помех и препятствий на пути следования Учению Будды.
31 января, понедельник, в 17.00 будет проведен молебен Табан Харюулга, способствующий устранению препятствий, ложных воззрений, различных бед, горестей, болезней тела и ума, преодоления вредоносного влияния внешних факторов. Во время хурала ламы читают ритуальные тексты, направленные на отвращение вреда, куда входят молитвы, обращенные к Дугар (Белозонтичной Таре), Доржо Намжом, особый текст «Хамчу Нагбо» – для устранения воздействия дурных помыслов, злых языков, последствий плохих снов, обращение к Зеленой Таре, а также великий текст «Шэрнин» («Сутра Сердца»).
В 18.00 часов ламы начнут читать специальный молебен Дугжууба, после чего разведут ритуальный костер «Дугжуба».
1 февраля, вторник – день поста (бутуу удэр, или «закрытый день»): с 9.00 –молебен Мандал Шива - восхваление Богини Зеленой Тары.
В 17:00 пройдет ритуал Цедор Лхамын балин адисалга (благословения подношений). В 19:00 начнется молебен, обращенный к богине Балдан Лхамо.
2 февраля, среда, в 6 часов утра начнется торжественный молебен Цедор Лхамо, будет отмечаться наступление Сагаалхи, пройдет обмен хадаками, будет проведен обряд призывания удачи и благоденствия, все присутствующие смогут отведать белой пищи.
Со 2 по 16 лунные сутки праздника Сагаалха ламы будут читать особый молебен –Монлам Ченмо (Великий молебен – тиб.). Этот праздник длится в течение 15 дней и посвящается воспоминанию о 15 чудесах, которые, по преданию, Будда Шакьямуни совершил в индийском городе Шравасти. В этом году Монлам Ченмо будет проходить с 2 по 17 февраля.
При этом принято на второй день Сагаалха, 3 февраля, четверг, вывешивать Хий морины – совершать обряд запуска «коней ветра удачи». Ламы проведут специальный ритуал освящения хий моринов – Хий Морин Сан. «Конь ветра удачи» – это символ, показывающий состояние благополучия человека.
Специально для Дугжуубы ламы готовят так называемый «соор» – увенчанную черепом высокую пирамиду из теста, напоминающую наконечник стрелы. Под ритуальные молитвы в него «вкладывают» подношение Чойжал сахюусану, и затем торжественно сжигают на большом костре как символ духовного очищения. Специально для прихожан, которые подготовили дома небольшие кусочки теста (очень маленькие по размеру, их делают только из воды и муки, без каких-либо добавок), салфетки или кусочки ткани, и провели обтирание ими, сооружается меньший по размеру костер. Ни в коем случае нельзя кидать принесенные кусочки в костер, предназначенный для подношения защитнику Учения – Чойжал сахюусану, сообщается на сайте Сангхи России в Бурятии.
Правила для обтирания тканью, салфетками или тестом:
Сначала нужно покатать по лбу – символически собирая на ткань, салфетку или тесто дурные мысли. Затем вокруг рта - собирая дурные слова, по груди – очищая сознание, потом в ладошках – как бы наматывая на ткань или тесто неблаговидные деяния.
Можно также обтереть больные места, представляя при этом, что вы вытягиваете все плохое, а также в конце дунуть на ткань, салфетку или тесто, выдувая весь негатив.
Затем эти небольшие кусочки теста, салфетки или ткань (ни в коем случае не в полиэтилене!), приносят в дацан и бросают в меньший по размеру ритуальный костер.