В Бурятии президент РСО «Агроконтроль» назвал основные ментальные ошибки фермеров

Андрей Морозов на случаях из жизни рассказал о сложностях развития аграрной операции
Общество |
Фото В Бурятии президент РСО «Агроконтроль» назвал основные ментальные ошибки фермеров
Фото: Андрей Норбоев

В республике прошел форум для малого агробизнеса, инициированный Министерством сельского хозяйства Бурятии. Одним из приглашенных гос­тей стал президент Российской саморегулируемой организации «Агроконтроль» Андрей Валерьевич Морозов. Свое выступление он посвятил сложности развития сельскохозяйственной кооперации, обозначив мнимые и реальные причины. Далее приводим главные мысли из речи докладчика от первого лица.

Естественным путем

Малый агробизнес в России выдает около 50% производств сельхозпродукции, а в Бурятии существенно больше.  Если в таком значимом мелкотоварном секторе до сих пор услуги получают на частном рынке, то это значит, что фермеры хронически недополучают доходы. Показателем этого является то, что с годами количество крестьянских хозяйств сокращается. Что же не так? Почему кооперативная инфраструктура развивается медленно?

Для начала следует понять, откуда в человеческое сознание пришла идея кооператива. Ведь это не придумали какие-нибудь политические диктаторы или романтики и не появилось откуда-то извне. Кооператив создавался естественным путем. Что послужило основой для того, чтобы независимые частные КФХ зачем-то стали кооперироваться? Чтобы понять причину, надо посмотреть на фермерское хозяйство как на совокупность из нескольких основных вспомогательных производств. Фермер не только содержит корову, обрабатывает землю, но и выполняет много других функций, без которых не будет агробизнеса. Например, нужно купить ресурсы для сельхозпроизводства, переработать продукцию, ее продать, сохранить, организовать учет своего хозяйства, получить агрономическую, ветеринарную консультацию и так далее. Человек, который скажет, что хочет производить только сельхозпродукцию, а все остальное делать не хочет, в итоге как агробизнесмен не состоится.

Что же происходит в жизни «сельхозвспомогательной» функции? Есть три варианта исполнения, и первый – «Робинзон Крузо». Кто читал, помнит, что герой делал все сам. Занимался сельхозпроизводством, плел корзины, в которых возил продукцию, делал лодки и так далее. Многие фермеры до сих пор поступают так же. Это здорово, но неэффективно. Второй вариант – когда основные функции выполняет сам фермер, а вспомогательные делают коммерсанты. Скажем, фермер не умеет вести бухучет и нанимает для этого бухгалтера. Наверное, специалист сделает хорошо, но денег возьмет много. В результате добавленная стоимость, которую произвел фермер, перекочует в иные сферы.

Важное отличие –    хозяин

Тогда почему кооперативы выделились в отдельную группу, что отличает их от других предприятий, осуществляющих похожую деятельность, как, например, потребкооперация, начавшая свое существование в советское и постсоветское время?

Главное отличие – это хозяин. Если, например, цех по переработке мяса принадлежит ООО, то хозяин этого общества скупает мясо, перерабатывает его и ставит цену. Другой вариант. Допустим, этот цех по переработке мяса принадлежит районному потребительскому Союзу, члены которого это мясо потребляют. Получается, они назначают цену, которая выгодна не тем, кто это животное произвел, а тем, кто это мясо будет потом есть. И только в одной ситуации данное сельхозпредприятие работает на сельхозпроизводителя – когда оно принадлежит самим сельхозпроизводителям. Такое предприятие и называется сельскохозяйственным потребительским кооперативом,  где в одном лице совпадают владелец, управленец, инвестор и получатель услуг. Это было придумано много десятилетий назад.

Концепция СПоК оформилась во второй половине XIX века, и, как сибиряки, вы знаете, что во времена российской империи в азиатских регионах кооперация сельхозпроизводителей была достаточно сильно развита. Традиция прервалась революцией, насильственной коллективизацией сельского хозяйства – тремя поколениями, которые не умели и не имели основания кооперироваться, так как эта технология придумана для частных собственников, а их три поколения не было. Ситуация изменилась, и за прошедшие три десятилетия достаточно много было сделано, чтобы кооперативная инфраструктура возродилась.

Вот приедет барин

Можно подумать, что причинами медленного развития кооперации является нехватка средств, налоговая нагрузка и субсидиарная ответственность. На самом деле это не так. В стране насчитываются 4 тыс. перерабатывающих сбытовых кооперативов и 4 кооператива по ведению налогового учета. Значит дело не в деньгах.

На наш взгляд, причины медленного развития кооперации кроются в ментальности, психологии сельхозтоваропроизводителя. Бытует мнение, что фермеры не доверяют друг другу. Однако многолетнее общение с ними показало, что фермеры готовы дать много денег, готовы одолжить технику и так далее. Значит дело не в доверии, а в другом, на чем и должны быть сосредоточены усилия и госорганов управления АПК, и Центра компетенции, а также других.

Много лет назад мне довелось быть на стажировке в США. Там пришлось услышать лекцию по бизнес-планированию. Американец сказал, что только 1% всех таких бизнес-планов доходит до банков. То есть планирование составляется не для банков, а прежде всего для самого себя. Человек, который не регулирует свою экономику, не понимает, ради какой прибыли он работает, не сможет со своими соседями создать кооператив.

Второе ментальное ограничение заключается в том, что часто сельскохозяйственные товаропроизводители не видят и не хотят понимать элементарных правил работы рыночной экономики. Однажды нас пригласили почитать лекцию по кооперации в одном из южных районов Московской области. Нас слушали фермеры, в основном пчеловоды. В какой-то момент встал главный пчеловод и говорит: «Знаете, это очень интересно, что вы рассказываете, но нам это не нужно. Нам надо, чтобы приехал хороший барин из Москвы и дорого купил наш мед. Тогда я спросил: «Сколько лет вы занимаетесь пчеловодством?». Последовал ответ: «25 лет». «А сколько раз к вам приезжал такой барин?» – решил я уточнить. «Ни разу», – сказал фермер. Этим примером я хочу сказать, что до сих пор многие фермеры надеются на мифических коммерсантов, которые дорого купят сельхозпродукцию. Откуда возьмутся такие экзотические существа, это человеку в голову не приходит. Нужно четко понимать, что каждый рыночный субъект работает в своих интересах.

Кроме того, сегодня фермеры не умеют координироваться. В своей массе они ждут, что откуда-то появятся кооперативы, которые купят то, что он привык производить, с теми стандартами, которым он привык следовать, и в то время, когда ему будет удобно продавать. К сожалению, фермер не хочет думать, что достижение успеха предполагает жесткую координацию.

Без обучения никуда

Четвертая ментальная ошибка фермеров заключается в инфантильном убеждении. Мол, достаточно разбираться только в своем сельхозпроизводстве, а другое знать не обязательно, например, как работает сбыт сельхозпродукции, переработка, сфера снабжения. Но как сельхозтоваропроизводители смогут создать кооперативы, если они не будут понимать, как технологически, экономически работают предприятия сбытовой, перерабатывающей, снабженческой сфер. Качество работы кооперативов должно быть не хуже, а лучше, умнее, эрудированнее, точнее, чем аппарат капиталистического, рыночного предприятия.

Одним из самых важных достижений последних лет является создание Центра компетенции, и в вашей республике он сложился очень здорово. Система распространения знаний, доведение информации до коопераций, обучение – то, без чего сегодня точно нельзя. Без финансовой поддержки, закона как-то можно, а вот без обучения никуда. Центру компетенции нужно развиваться дальше. Но Центру ни в коем случае нельзя брать на себя функцию кооперативов.  Иначе это то же самое, что делать уроки вместо своих детей и внуков. СПоК получит свою «четверку», но знаний ведь от этого у него не прибавится, а жить ему потом своей головой. Пусть фермеры создадут свой «кривой-косой» отчет по бухучету, набьют шишек и потом переделают правильно, чем вы бесплатно сделаете за них эту работу. Ведь они решат, что так оно и должно быть.

Расскажу один случай. Пригласили нас читать лекцию про проведение кооперацией налогового бухучета в Московской области. Примерно 30 человек фермеров из одного района нас внимательно выслушали. А потом спрашивают, сколько составляет ежемесячный взнос в Свердловской области с одного кооператива. Мы говорим, от 2 до 4 тыс. рублей с одного КФХ. Они отвечают, мол, зачем нам это надо. У нас есть сотрудница районного управления сельского хозяйства, которая делает то же самое для нас и абсолютно бесплатно. В это время в уголке зала сидит и плачет та самая работница. Вот уже несколько лет как она уходит с работы в час ночи, не видит семью. Много лет за фермеров она бесплатно ведет налоговый учет и ждет, когда же они поумнеют и догадаются скооперироваться и делегировать эту функцию нанятому ими человеку. А им кажется, что есть такая добрая тетушка, которая получает удовольствие от бесплатного выполнения этой работы. Они уже привыкли и считают, что так оно и должно быть. Поэтому важно просвещаться, ни на кого не надеяться и четко понимать, как работает сельскохозяйственный кооператив.

Кол-во просмотров: 4981

Поделиться новостью:


Поделиться: