С 3 по 6 июля в городе Севробайкальск, Северобайкальском и Муйском районах отмечается 45-летие с начала строительства Байкало-Амурской магистрали.
Протяженность БАМа — 3 819 км. Это одна из крупнейших железнодорожных магистралей в мире. Начало строительства — 1938 год. БАМ — самый дорогой инфраструктурный проект в истории СССР — стоимость строительства магистрали в ценах 1991 года составила 17,7 млрд рублей.
Бурятский участок БАМа – 524 км – отличался особой сложностью. И тем не менее здесь были построены сложнейшие тоннели – Байкальский и Северомуйский. Горные хребты, вечная мерзлота, болота, множество рек, подземные воды, многочисленные разломы – все это сопровождало строителей.
В поселке Нижнеангарск Северобайкальского района республики 6 июля состоится грандиозный праздник чествования БАМовцев. На празднование юбилея приедет в Нижнеангарск Евгений Хоменко из золотого состава ВИА «Верасы», участник поездки на БАМ с Дином Ридом в составе ВИА в 1979 году.
В Улан-Удэ в Музее истории Бурятии открылась тематическая выставка «БАМ: стройка века»: фотографии, документы, личные вещи, предметы и атрибуты строителей БАМа.
К юбилею РЖД выпустили памятную медаль – «45 лет Байкало-Амурской магистрали».
Жители республики поздравляют с юбилеем БАМовцев, в соцсетях строителей и ветеранов главной стройки конца 20 века поздравили многие известные люди.
Журналист Евгения Балтатарова, выросшая в поселке Таксимо, написала пост:
Мои родители строили БАМ, это большая часть истории нашей семьи. Горы, тайга, быстрые реки, все это в сердце каждого, кто отдал молодость этой стройке, и кто там родился. На БАМе работали лучшие, энтузиасты, мечтатели, активисты. Люди широкой души. Того БАМа, который помню я, уже нет. Но люди есть! Многие из них живут в Улан-Удэ, встречаются, образовали организацию ветеранов. Учредили медали и грамоты к 45-летию. Мама и папа недавно их получили. Жаль, что грамоты подписывались не главой, а на уровне министров, но им все равно очень приятно. С праздником, дорогие бамовцы! Все было не зря!
Жительница Северобайкальска Рада Селезнева написала трогательный пост, в котором поделилась своими воспоминаниями о том, как она в составе одного из комсомольских отрядов приехала строить БАМ. Также она прикрепила к посту фотографии из личного архива.
Как быстротечно время! 45 лет прошло со дня начала строительства БАМ. Из них 43 года я живу в Северобайкальске и люблю его всем своим сердцем. В далёком и таком близком 1974 году я впервые услышала по радио песню – «Слышишь, время гудит - БАМ!», и всё во мне отозвалось набатом. – Я должна быть там! Тогда я была студенткой, и очень боялась, что не успею, что БАМ построят без меня. Но я окончила ВУЗ и через два года вместе с молодым мужем приехала в молодой посёлок Северобайкальск молодым специалистом с комсомольской путёвкой на руках. И, какой же был ужас, мы оказались не нужны стройке. На работу было невозможно устроиться. Сюда ехали целыми комсомольскими отрядами, организованно и торжественно прямо с Красной площади. Ехали со всех Союзных Республик. И наши комсомольские путёвки, которые мы самостоятельно получили по своей инициативе в Иркутске, оказались не востребованными, равно как и наше высшее образование. Это был шок для меня. Обойдя все строительные организации, мы с большим трудом устроились в Мостоотряд-52 простыми рабочими и уехали за 80 км от Северобайкальска в сторону Кичеры, на трассу, строить мосты.
Ничего нас не пугало и не останавливало. Жизнь в тайге, в маленьком дощатом балке, зимние стужи и летние комары и клещи. Мы строили не просто дорогу, мы строили дорогу своей жизни. Вскоре мы стали работать по специальности. Муж строил город в должности ведущего инженера ПТО ПМК Ленинградбамстроя, а я работала инженером-геодезистом в Мостоотряде-52.
С самого начала мы взялись и за создание туристского клуба. Сплотив вокруг себя единомышленников, мы отважно осваивали новые маршруты, изучали окрестности и покоряли вершины горных хребтов. Вместе с тем у нас рождались дети, которые с ранних лет приучались к походной, таёжной жизни. И как-то так случилось, что наше увлечение переросло в профессию. Создали школу туристско-экологического образования, построили горнолыжную трассу, открыли туристическую детскую базу на Слюдянских озёрах. Много, очень много прошли мы таёжными и горными тропами, и тысячи детских ног повторяли наши шаги.
К нам, на стройку ехали актёры, писатели, поэты, певцы и художники. О нас слагали песни, писали рассказы, рисовали наши портреты. А мы просто работали, отдыхали, рожали детей, и совсем не думали о своём героизме. Мы просто так жили!
А потом наступили девяностые, и БАМ назвали стройкой в никуда те же самые люди, которые его воспевали и восхваляли, а мы остались здесь жить и продолжали работать и воспитывать своих детей и внуков. Я считаю, что история всё расставит по своим местам, и БАМ уверенной строкой впишется в историю моей Родины.
Я очень горжусь, что являюсь частичкой этой большой, прекрасной дороги и жизни, имя которой – Байкало - Амурская Магистраль!
С Праздником Всех, кто причастен к этой стройке! Пусть в вашей жизни всегда присутствует тот дух энтузиазма, здоровой романтики и неподдельной дружбы! Здоровья вам на многие, многие годы и светлых, добрых, воспоминаний о лучшей дороге нашей жизни!
Рада Селезнева одна из тех, кто начинал развивать туризм на севере Байкала, и в настоящее время она является гидом-экскурсоводом, член туристской ассоциации «Теплый северный Байкал».
С праздником БАМовцев поздравил и министр строительства Бурятии Николай Рузавин:
Свыше четырех тысяч километров железнодорожного пути, более полутора тысяч мостов, тоннели, 60 новых поселений, около двухсот железнодорожных станций и разъездов – таков сегодня БАМ. И все это, уважаемые строители, ветераны, благодаря вашему самоотверженному труду, выдержке и упорству. За несколько десятилетий трасса раскинулась на огромные российские пространства. Это была «важнейшая стройка девятой пятилетки». Юноши и девушки отправились в тайгу по зову сердца, ради великого будущего нашего Отечества. Сегодня БАМ, благодаря заделам наших отцов и дедов, является двигателем развития дальневосточной инфраструктуры. Мы поистине гордимся героическим подвигом своих предков - трудового советского народа.
Уважаемые строители Байкало-Амурской железнодорожной магистрали!
Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Бурятии сердечно поздравляет вас с юбилеем одной из самых масштабных строек ХХ века! Сегодня лучшие трудовые традиции, заложенные первопроходцами магистрали, продолжает молодое поколение железнодорожников. Уверен, опора на эти традиции поможет вам справиться с новыми масштабными задачами, среди которых – модернизация БАМа и расширение его пропускной способности. Желаю всем ветеранам и работникам легендарной магистрали крепкого здоровья, успехов и всего самого доброго.
Депутат Народного Хурала от города Северобайкальск Оксана Бухольцева лично присутствовала на празднике и поделилась в соцсети фото и видео с мероприятия.
3 июля в Северобайкальске состоялась презентация плацкартных вагонов, приобретенных для АО «Байкальская пригородная пассажирская компания». В мероприятии принял участие заместитель председателя правительства РБ по инфраструктуре Евгений Луковников.
Шесть новых вагонов, в которых созданы комфортные условия для пассажиров будут использоваться на пригородном сообщении до Таксимо и полностью заменят старый подвижной состав, сообщил заместитель начальника ВСЖД Александр Парщиков.
4 июля на ст. Северобайкальск прибыл праздничный поезд, на котором ветераны проедут по Байкало-Амурской магистрали. По центральным улицам города завтра пройдет торжественное шествие ветеранов БАМа, а после на главной площади Северобайкальска состоятся праздничный митинг и концерт для жителей и гостей города. Основные празднования 45-летия с начала строительства БАМ проходят с 3 по 6 июля в г. Северобайкальск, г.Тында и на каждой станции по ходу движения поезда.