В Бурятии отмечает 75-летний юбилей худрук Оперного театра Владимир Алексеевич Рылов

О жизни и творчестве выдающегося российского дирижера, хормейстера, композитора и пианиста рассказал композитор Виктор Усович
Культура |
Фото В Бурятии отмечает 75-летний юбилей худрук Оперного театра Владимир Алексеевич Рылов
Фото: Юлия Чухломина

Сегодня, 29 августа, художественный руководитель Бурятского государственного театра оперы и балета Владимир Алексеевич Рылов отметит 75-летний юбилей. Присоединяемся к поздравлениям коллег, друзей, поклонников и почитателей академического искусства. Как пояснили в театре, концерты в честь этого события пройдут в театре 13 и 14 сентября (возрастной ценз 6+). А пока размещаем статью о маэстро руки композитора Виктора Усовича.

Владимир Алексеевич Рылов – выдающийся российский дирижер, хормейстер, композитор и пианист, внесший большой вклад в развитие оперного и симфонического исполнительства. Обладая огромной творческой  волей и неисчерпаемой энергией, он умело сочетает руководство масштабными театрально-концертными  коллективами с широкой общественной деятельностью, что позволяет ему становиться лидером музыкальной жизни в любом регионе России, будь то Москва или Санкт-Петербург, Барнаул или Нижний Новгород, Казань, Якутск или Улан-Удэ.

Тонкий педагогический дар маэстро Рылова дает ему возможность способствовать профессио­нальному росту музыкантов как солистов-вокалистов и артистов хора, так и оркестрантов.

Многогранный талант В. А. Рылова проявился и в области драматургии. Им созданы литературные либретто опер и балетов, выполнены переводы текстов ряда классических программных произведений, он успешно сыграл несколько ролей в художественных фильмах, выступил в качестве актера-чтеца как на театральной сцене, так и на радио.

Потомственный петербуржец, В. А. Рылов родился в 1947 году в семье музыкантов.

Получил блестящее образование в старейших отечественных учебных заведениях – Хоровом училище при Санкт-Петербургской академической капелле им. М.И. Глинки и консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова.

Еще будучи учеником хорового училища, Рылов создал хор студентов Ленинградского химико-технологического техникума, которым руководил на протяжении двух лет. Став студентом-первокурсником, возглавил Оперную студию Ленинградского Дома учителя, где дирижировал операми «Демон», «Сельская честь», «Лукреция Борджиа», «Прекрасная Елена».

После службы в рядах Советской армии В. Рылов был приглашен на должность художественного руководителя Русского народного оркестра им. В.В. Андреева Ленинградского комитета по телевидению и радиовещанию. Здесь он большое внимание уделяет исполнению новых сочинений ленинградских композиторов. Многие из этих сочинений были записаны в Золотой фонд Всесоюзного радио.

Постоянно тяготея к театральным постановкам, В. А. Рылов переходит на работу в легендарный Театр музыкальной комедии, один из самых популярных коллективов города. Здесь на должности  главного дирижера В. Рылов всемерно укрепляет оркестр театра, который вскоре снискал авторитет и уважение среди специалистов. Репертуар театра пополнился постановками классических оперетт и современных отечественных и зарубежных мюзиклов, впервые  появившихся на ленинградской сцене.

В этот период В. Рылов тесно сотрудничает с киностудией  «Ленфильм». Всенародно любимые телефильмы «Летучая мышь», «Труффальдино из Бергамо», «Трое в лодке…» и многие другие созданы при участии В. Рылова и его оркестра.

В 1980 году В. Рылов был приглашен в Пермский академический театр оперы и балета им. П.И. Чайковского. Здесь он принял весь основной репертуар и одновременно осуществил ряд новых постановок, среди которых «Иван Сусанин», «Золушка», «Тоска», «Чудесный мандарин», «Блудный сын».

За постановку авторской двухвечерней редакции оперы С. Прокофьева «Война и мир» В. Рылов был удостоен Государственной премии Российской Федерации им. М. Глинки. В этот же период В. Рылов руководил симфоническими сезонами Пермской филармонии, где были исполнены многие сочинения русских композиторов, а также Magnificat И.С. Баха и Requiem Дж. Верди.

С 1984 по 1986 год В. Рылов проходил стажировку в ГАТОБ им. Кирова под руководством народного артиста СССР Ю. Темирканова. В эти годы В. Рылов регулярно выступает с концертными программами в Большом зале Ленинградской филармонии, проводит записи этих программ на фирме «Мелодия», возобновляет сотрудничество с «Ленфильмом».

В 1986 году В. Рылов становится главным дирижером Бурятского академического театра оперы и балета, где возглавляет постановку к масштабным гастролям коллектива, приуроченным к 50-летию со дня образования театра. Одновременно он проводит симфонические сезоны Бурятской филармонии, где, помимо абонементных программ, организует фестивали современной музыки.

На гастролях театра в Ленинграде и Москве в сентябре 1989 года были показаны оперы «Аида», «Князь Игорь», «Дочь полка», «Ночь умирает с рассветом»,  балеты «Жизель», «Ренессанс» и ряд сочинений бурятских композиторов. В том же году В. Рылову было присвоено звание «Народный артист Республики Бурятия».

Следующие два года В. Рылов работает в Москве в качестве главного дирижера Театра классического балета СССР и художественным руководителем симфонического оркестра Комитета по кинематографии. С этими коллективами он проводит ряд успешных гастролей в Германии, Голландии, Великобритании.

В конце 1992 года В. Рылов получает приглашение на должность директора – художественного руководителя Санкт-Петербургского Театра музыкальной комедии. Одновременно он создает «Палас-оркестр», призванный возродить традиции музицирования в престижных петербургских дворцах, а также  летние сезоны в Павловске. Под руководством В. Рылова заканчивается капитальная реконструкция исторического здания театра, и коллектив возвращается в родные стены.

С середины 90-х годов В. Рылов много работает как гастролирующий дирижер. Его спектакли и концерты состоялись почти во всех городах России, странах Европы и Азии. С огромным успехом были осуществлены такие постановки, как «Князь Игорь» в Нижегородской опере, «Кармина Бурана» и «Царская невеста» в Новосибирске, «Ромео и Джульетта» в Якутске. Ряд зарубежных премьер, таких как балеты «Баядерка» и «Щелкунчик» в Сеуле (Южная Корея), опера «Иван Сусанин» в Скопье (Македония), оперетта Ф. Легара «Царевич» в Вене (Австрия) заслужили высокую оценку прессы и публики.

В. Рылову выпала честь быть первым исполнителем Седьмой (Ленинградской) симфонии Д. Шостаковича в объединенном Берлине (1990 год) и в Пекине (1995 год). С китайскими и корейскими оркестрами дирижера до сих пор связывают многолетние творческие контакты. В этот же период В. Рылов возглавляет театры Улан-Удэ, Уфы, Самары, Волгограда. Для постановок в этих театрах В. Рылов не только  осуществляет музыкальные редакции опер, таких, например, как возрожденный после столетнего забвения «Кавказский пленник» Ц.А. Кюи, но и создает новые литературные либретто для постановок «Травиатты» и «Фауста». В программах симфонического оркестра филармонии Алтайского края, где дирижер многие годы сохраняет позиции художественного руководителя, публиковались его переводы текстов Четвертой симфонии Г.  Малера и симфонической поэмы «Идеалы» Ф. Листа.

Всероссийская государственная телерадиокомпания «Культура» не раз приглашала В. Рылова для записи у микрофона литературных программ, среди которых цикл «Контурная карта» и масштабный проект «Мой лейтенант» по роману Даниила Гранина.

В качестве соавтора В. Рылов осуществил на сцене Татарского театра оперы и балета постановки сочинений Р. Ахияровой «Золотая орда» и «Сююмбике». Его редакция балета А.  Хачатуряна «Спартак» идет на сценах Михайловского (Спб), Новосибирского и Татарского театров оперы и балета. Для постановки оперы Рих. Штрауса «Электра» в театре «Санкт-Петербург – опера» В. Рылов создал новую оркестровую редакцию этого масштабного сочинения.

Перу композитора В. Рылова принадлежит ряд сочинений для смешанного хора на стихи Ник. Рубцова, Н. Заболоцкого,  И.С. Тургенева.

В настоящее время В. Рылов занят разработкой ряда оперных проектов по сочинениям оте­чественных авторов.  Находясь на посту  художественного руководителя Бурятского государственного театра оперы и балета, он намерен в ближайшее время вернуть его в ряд лучших оперных театров страны.

Владимир Алексеевич Рылов – лауреат Государственной премии Российской Федерации, народный артист Республики Бурятия, заслуженный деятель Всероссийского музыкального общества, почетный профессор Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств, удостоен Благодарности президента России в 2008 году, награжден Почетными грамотами и Благодарственными письмами учреждений культуры.

Коллектив Бурятского государственного академического театра оперы и балета им. н. а. СССР Г. Цыдынжапова ходатайствует о награждении Владимира Алексеевича Рылова орденом Дружбы за высокие творческие достижения, большой вклад в развитие многонациональной российской музыкальной культуры и в связи с 75-летием со дня рождения.

Автор: композитор Виктор Усович

Кол-во просмотров: 2509

Поделиться новостью:


Поделиться: