В Бурятии конкурс на создание национальной оперы не обошелся без скандала

Театральная критикесса Туяна Будаева засыпала деятелей культуры неудобными вопросами
Культура |
Фото В Бурятии конкурс на создание национальной оперы не обошелся без скандала
фото: Татьяна Никитина

Как ни старались деятели культуры представить в наилучшем виде конкурс на лучшую оперу к 100-летию Бурятии, а без скандала не обошлось. Как ни пытались новые и старые руководители оперного театра держать хорошую мину при плохой игре, а вышло вовсе дурно. Как известно, торжественно заявленный победителем композитор из Санкт-Петербурга Светлана Нестерова, официально не объясняя причин, отказалась от победы. Жюри присудило победу занявшему второе место композитору Баиру Дондокову.

Неизвестно, зачем вообще в минувший понедельник руководство театра созвало громкую пресс-конференцию по этому поводу, фактически совершенно не подготовившись к очевидному. Почему не ограничилось скромным пресс-релизом, заведомо предполагая накал страстей. Потому что и в этот раз все пошло не по сценарию. На сцену явилась театральная критикесса Туяна Будаева и буквально засыпала деятелей культуры неудобными вопросами. Руководство не только не смогло ответить ни на один из них, но и выдало такое, отчего всем стало и вовсе не по себе.

Главная ошибка

Вместо того, чтобы отрицать свое отношение к содеянному и брать пример со скромно молчащего на краю стола замдиректора Давида Дондупова, новоиспеченный театральный директор с теми же инициалами (Дмитрий Дылыков) с ходу признался во всем. В том, что положение о конкурсе создавалось во времена его работы в минкультуры Бурятии, а значит, и он причастен к истокам. В том, что сам театр рассчитывает потратить на все про все 13 млн 465 тыс. рублей, большая часть из которых уже поступила из федерального бюджета.

Самое главное, что сообщил Дмитрий Дылыков, что ни один документ, касающийся будущего шедевра, не содержит какой-либо конкретной информации о гонорарах для победителя. Более того, неизвестно, какое вознаграждение вообще было обещено, судя по тому, что в конкурсе либреттистов приняли участие 12 человек, а в конкурсе композиторов на создание национальной оперы – 13. 

– Что касается озвученной суммы в 13 млн 465 тыс. рублей, это стоимость всех работ, связанных с постановкой оперы, расходами на рекламу, гонорары постановочной группе и пр. Сюда же входит гонорар автора, который пока неизвестен. С первым победителем конкурса Светланой Нестеровой мы начали обсуждать этот вопрос, но, как вы знаете, она отказалась от победы. Этот конкурс не розыгрыш призов или денег. Гонорар обсуждается после подведения итогов с победителем, но, чтобы вы понимали, это не такая большая сумма. Чтобы представить, о чем идет речь, скажу только, что в итоге получится примерно 12,5 тыс. рублей в месяц, – откровенно делился своими размышлениями Дмитрий Дылыков.

Неизвестно, какова была реакция на это откровение самого победителя Баира Дондокова – упал ли он с кресла, на котором сидел в тот момент, замер ли в ступоре или нервно расхохотался. Известно только, что конкурс на создание национальной оперы к 100-летию Бурятии должен завершиться торжественной премьерой аккурат 31 декабря 2023 года. Пусть на создание произведения у композитора уйдет весь 2022 год и даже немного следующего. Методом нехитрых подсчетов получилось, что написание такой махины, как опера, должно принести ему не более 200 тыс. рублей (по 12,5 тыс. рублей в месяц), что, по московским меркам (а Баир Дондоков давно живет и творит в Москве), считается почти даром. 

Любой ценой

На момент скандальной пресс-конференции Баир Дондоков договор еще не подписал, а учитывая все озвученное, вряд ли вообще это сделает. Как человек опытный и лично знакомый с такими мэтрами культурного бомонда, как Иосиф Кобзон, Баир Дондоков может поступить так, как делали коллеги до него не раз. Отказываться от судьбы по примеру Светланы Нестеровой и, может быть, единственного шанса увидеть собственное произведение на сцене государственного академического театра в национальной республике он не станет.

Тем более что на той же пресс-конференции руководство театра заявило, что еще до отказа Светланы Нестеровой от победы Баиру Дондокову предложили заключить отдельный договор на постановку его еще несуществующей оперы «Эреэхэн», премьера которой должна была состояться намного раньше юбилея, а именно в декабре 2022 года. На каких условиях мог быть подписан этот договор, Дмитрий Дылыков рассказывать не стал.

Словом, есть высокая вероятность того, что Баир Дондоков напишет оперу «Эреэхэн» в срок, но без всякого договора. Не желая провоцировать еще один скандал и понимая, что опера теперь нужна любой ценой, руководство театра пойдет композитору навстречу. Это значит, что спустя пару-тройку лет Дмитрий Дылыков, в роли ли директора театра, или представителя министерства культуры, а может, и самого министра (не зря в прошлом году Дмитрий Артамонович участвовал в конкурсе на пост министра культуры Забайкальского края), вынужден будет оправдываться уже по иному поводу.

Не уверены, что руководство захочет созывать по этому поводу пресс-конференцию и уж тем более озвучивать суммы, о которых неизбежно пойдет там речь. Скорее всего, мы вообще не узнаем о гонорарах, которые республика заплатит в итоге Баиру Дондокову, потому что репутационные потери в этом случае окажутся катастрофическими не только для Дмитрия Дылыкова.

В чем подвох

Каждый творческий человек, знакомый сегодня с авторским правом, знает, что композитор, чье произведение пишется по заказу, получает гонорар несколько раз. Первый – разовый, за создание своего шедевра. Далее авторские отчисления каждый раз, как только это произведение будет исполняться на публике, а национальная опера к 100-летию республики, вообще-то, предполагает регулярность таких показов.

Не будем забывать и о том, что Баир Дондоков является также автором либретто к своей собственной опере, а значит, претендует как на разовый гонорар, так и на регулярные авторские отчисления с каждой постановки. Проблема состоит в том, что если Баира Дондокова не устроят предложенные условия работы, а, судя по озвученным цифрам, они его явно не устроят, оперу он напишет, но затем по суду взыщет с академического театра такие суммы, которые по сравнению с 13 млн 465 тыс. выделенных на юбилейный проект рублей, покажутся жалкими крошками.

Провидческими покажутся на этом фоне слова худрука оперного Владимира Рылова, проронившего в сердцах посреди пресс-конференции, что в данных обстоятельствах Бурятии не был нужен этот конкурс.

– Идея конкурса на создание национальной оперы к 100-летию республики возникла в отсутствие художественного руководства театра. Если говорить прямо, этот конкурс действительно не был нужен. В настоящий момент оформляются документы на конкурс по созданию национального балета к 100-летию Бурятии, и предвижу, что в свое время нам придется отвечать на такие же вопросы, – сказал Владимир Рылов.

Если Владимир Алексеевич прав, продолжение следует.

 Татьяна Никитина

Кол-во просмотров: 2253

Поделиться новостью:


Поделиться: