В Бурятии экс- министр природных ресурсов рассказал подробности собственного уголовного дела

Как на самом деле ликвидировали самую большую свалку на Байкале
Политика |
эксклюзив
ЭКСКЛЮЗИВ
Фото В Бурятии экс- министр природных ресурсов рассказал подробности собственного уголовного дела
Фото Татьяна Никитина

На прошлой неделе следком Бурятии сообщил о завершении уголовного дела экс-министра природных ресурсов и экологии республики Сергея Матвеева. Как известно, его обвиняют в превышении должностных полномочий, когда министерство курировало процесс ликвидации самой большой свалки на Байкале, стоимостью в полмиллиарда рублей. Поскольку дело передали в суд, мы попросили обвиняемого прокомментировать некоторые моменты.

– Сергей Александрович, на сайте ведомства сообщается о двух эпизодах. Во-первых, чтобы контролировать работы на свалке в Баргузинском районе, для проведения некой экологической экспертизы, вы заключили соглашение с подрядчиком минуя торги, что есть нарушение закона. Во-вторых, якобы в интересах подрядчика увеличили цену госконтракта на более чем 30 млн рублей. Что скажете?

Я прочел собственное обвинительное заключение и могу сказать, что вынесенные в пресс-релизе фразы некорректны. Иными словами, вырваны из контекста и направлены на формирование негативного образа министра, а не на расследование обстоятельств дела, что характерно для стороны обвинения, хотя ранее я считал, что органы следствия обычно всесторонне расследуют обстоятельства, а не только обвиняют.

С исполнителем экологической экспертизы ранее я знаком не был, а работы по экспертизе были вынужденной и обоснованной мерой, которые выполнялись в соответствии с задачами министерства. Более того, благодаря этим экспертизам удалось, не побоюсь этого слова, избежать аферы («рисованных» актов с завышенными объемами «выполненных» работ) со стороны подрядчика. В запланированный срок мы ликвидировали и рекультивировали свалку за счет выделенных на это федеральных средств без необходимости привлекать дополнительное финансирование и с большой экономией благодаря объективному контролю.

– То есть вы не действовали в интересах подрядчика?

Все государственные структуры, кто участвовал в этом большом и, поверьте, долгом процессе под названием рекультивация свалки в Баргузинском районе, подтвердят, что с подрядчиком Тонконоговым у нас были очень напряженные отношения. Это было заметно и по сообщениям в телеграм- каналах, и по вопросам журналистов на различных пресс-конференциях и связано лишь с тем, что подрядчик уклонялся от исполнения своих прямых обязательств по контракту.

Более того, от лица министерства я неоднократно направлял ответы на запросы различных инстанций, включая информацию о признаках мошеннических действий со стороны Тонконогова. Приложил немало усилий, чтобы побудить его приобрести средства инструментального контроля, в том числе и объемов выполненных работ. Речь идет про весовой контроль, маркшейдерскую съемку, трансляцию с камер видеонаблюдения,» систему «ГЛОНАСС» для подтверждения факта перевозки мусора, сортировки и прочее, что было неотъемлемой частью контракта.  

Причем надзорные органы склонялись к тому, чтобы подрядчик понес наказание. Мои же убеждения были такими, что надо дать возможность подрядчику исправить ситуацию и все-таки выполнить условия контракта, на который он зашел и стал победителем. Дело в том, что ранее на аналогичных контрактах в техзадании таких требований в части объективного контроля исполнения фактически не было. Никто, получается, не считал реальные объемы вывозимого мусора, цифры просто рисовались в актах на бумаге.

Чтобы этого избежать, и были проведены как мероприятия, которые выявили признаки нарушения условий госконтракта, так и внешние экспертизы, которые многие путают с другими экологическими экспертизами проекта. Не буду вдаваться в подробности, скажу только, что на момент проведения работ эти экспертизы не нуждались в торгах. Их необходимость возникла в момент, когда требовалось оперативно установить, что на самом деле происходило на баргузинской свалке.

Благодаря нормам 44-ФЗ и предоставленным Федерацией бюджетным средствам в размере 10 млн министерство заключило необходимые договоры с единственным поставщиком, соблюдая все нормы контрактной системы. При этом данные процедуры были проверены всеми, в том числе штатными юристами, отделом закупок, курирующим направление заместителем, которая и является руководителем контрактной службы министерства на протяжении многих лет. Есть даже ряд законодательных актов, пояснительных записок на сей счет. К тому же должностной регламент министра предполагает организацию работ в этом направлении, а не прямое исполнение, что и было организовано соответствующими ответственными людьми внутри министерства, и, как я считаю, это сделано обоснованно и правильно.

– Почему вы так считаете?

Потому что множество точно таких же контрактов заключалось и заключается до сих пор в других министерствах и даже других субъектах. Вот почему внимание к данному контракту очень напоминает политический заказ, вызванный недовольством коррупционно-заинтересованных лиц, не получивших свои «бонусы».

К вопросу об аффилированности с кем бы то ни было. Я максимально старался этого избежать, ввиду чего контракты на проведение экспертиз были заключены со сторонней организацией – ООО «БурЭко», никак не связанной с подрядчиком. Был соблюден весь порядок проведения конкурсных процедур: запросы направлены в несколько организаций и коммерческое предложение получено только от ООО «БурЭко». Однако у остальных также имелась возможность участия в конкурсе без каких-либо исключений и ограничений.

 Я неоднократно заявлял, что в Бурятии вообще распространена практика аффилированности при выполнении контрактов на строительный контроль либо аналогичные и прикладывал немало усилий, чтобы пресекать такие вещи. Заключив контракты на проведение экспертиз, мы перестали слепо верить подрядчику, подписав акты, как это было ранее по иным контрактам на вывоз мусора, к примеру, с берегов Байкала и др., принимали работы только после проведения соответствующих экспертных заключений. Мы ввели практику оплаты подрядчику только за фактически выполненные работы, при этом согласовав данную позицию с главой Бурятии Алексеем Самбуевичем Цыденовым. 

 – Тогда каким образом цена госконтракта увеличилась на более чем 30 млн рублей?

Когда мы получили результаты экспертиз, то выяснили, что сам проект, разработанный задолго до меня, имел неточности. Доводы Тонконогова, что ближайший полигон, куда он планировал вывезти весь мусор, переполнен и что нужен другой полигон, подтвердились. Речь шла о форс-мажоре, увеличении плеча доставки мусора на действующие полигоны в Гусиноозерске и Заиграевском районе  в среднем на 84 километра. Было принято решение по результатам рассмотрения его писем и предоставленных расчетов пойти навстречу подрядчику и заключить допсоглашение, но только на сумму экономии, образовавшейся по контракту, как это и предписано в законодательстве. Подрядчик согласился подписать допсоглашение, несмотря на возможные большие затраты при увеличении плеча перевозки. Экономия по торгам от 450 млн составила 30 млн рублей, вот на эту сумму и был увеличен контракт.

Считаю, это было единственным возможным решением, благодаря которому министерство смогло воспрепятствовать невыполнению показателей федерального проекта, спасло региональный бюджет от излишних затрат и не позволило остановить работы по ликвидации свалки в Усть-Баргузине. Выделенные бюджетные средства не сгорели, как это бывает обычно в конце года. Свалка была ликвидирована. Все решения в данном случае принимались из принципа эффективного расходования денежных средств и в соответствии с заключениями и рекомендациями ответственных и компетентных лиц в штате ведомства, которые за это получают зарплату.

 В Бурятии имел место ряд прецедентов, к примеру, когда мой предшественник Кантор аналогичным образом, сохранив региональные бюджетные средства, авансировал по заключенному 2-летнему контракту работы по ликвидации одного из бывших месторождений, за что был привлечен к административной ответственности и штрафу в 20 тыс. рублей. Однако, согласитесь, штраф и уголовная статья – это разные вещи. 

Во время реализации контракта мы не раз обсуждали имеющиеся замечания к подрядчику с представителями Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры. Также готовили соответствующие презентации, публично и совместно поднимали вопросы об имеющихся замечаниях и мерах их устранения, формировали комиссии, совещания по контролю за исполнением и приемкой работ, осуществляли выезды на место ликвидации свалки и прочее.  

 Всегда стоит вопрос, что было бы, если бы я этого не сделал. Отвечаю: работы по свалке были бы приостановлены, подрядчик как минимум бы попал в черный список (РНП), деньги пришлось бы вернуть в федеральный бюджет и имиджа Бурятии это явно не прибавило. При этом мы, как министерство, не рисковали ничем. Контракт был на два года, работы подрядчика обеспечены банковской гарантией. Даже в случае, если бы подрядчик после аванса отказался выполнять работы, у нас не было рисков потерять денежные средства в силу того, что банк гарантирует исполнение контракта и даже возврат денежных средств.

 – Иными словами, для Тонконогова история завершилась хорошо, но не для вас. Почему?

  Если честно, я сам не могу это объяснить. С одной стороны, все это время мы находились в эпицентре проверок (более 300 проверок за 2021 год, и это в период ковида и санкций, когда часть сотрудников болеет), надзорных мероприятий, многократно со всеми встречались, включая прокуратуру республики и иные службы. Каждый наш шаг проверялся, однако стоило мне покинуть стены министерства, я узнаю про уголовное дело, возбужденное по этим же самым документам, к которым еще вчера ни у кого не было претензий.

Причем самое интересное, что в деле отсутствует как состав преступления, так и ущерб. Мало того, что свалка полностью ликвидирована и рекультивирована с экономией бюджетных средств в объеме порядка 180 млн рублей. Силами министерства была пресечена попытка мошенничества, потому что объем финансирования был запрошен значительно больший, чем требовалось. Сам предприниматель, получив сотни миллионов  рублей и административное наказание в виде 20 тыс. штрафа, дальше ведет коммерческую деятельность и остался безнаказанным, отменив даже эти административные штрафы в судебном порядке.

 – Ваш предшественник Алексей Хандархаев учредил традицию портретной галереи, когда в коридоре ведомства разместил портреты всех министров (причем в черных рамках), которые когда-либо здесь работали. Вы тоже там есть?

  Этого я не знаю, потому что с момента ухода в должности не видел эти портреты в коридоре. Однако если в министерстве или правительстве решат повесить такую рамку, то я бы предпочел белый цвет, а не черный.

 – Удачи вам!

 

Кол-во просмотров: 1574

Поделиться новостью:


Поделиться: