В Бурятии дорожники используют инновационный метод контроля прочности земляного полотна

Общество |
Фото: ФКУ Упрдор "Южный Байкал"

С прошлого года на подведомственной сети ФКУ Упрдор «Южный Байкал» применяется инновационный метод контроля степени уплотнения и прочности земляного полотна и слоев дорожной одежды. Теперь сотрудники отдела контроля качества Управления определяют несущую способность дороги и сравнивают ее с расчетами проектировщиков. Это стало возможным благодаря разработанной отечественными специалистами методике и созданного для этих измерений испытательного оборудования ‒ штамповой установке статического нагружения. 
 
Оборудование представляет собой массивную металлическую плиту диаметром 300 мм, гидроцилиндр и датчик перемещений. На плиту устанавливают гидроцилиндр, который упирается в груженый автосамосвал, а датчик на неподвижной раме регистрирует степень просадки грунта под плитой в момент нагружения. Отметим, что нагрузка подается постепенно и доводится до 3,5 тонн. После испытания определяется модуль упругости, то есть величина, характеризующая несущую способность слоя. 
 
Измерения проводятся через каждые 100 м на всей протяженности автодороги. Полученные результаты сравниваются с требованиями проекта. Если они соответствуют, то выдается разрешение на укладку слоев асфальтобетона. В противном случае дорожники осуществляют работы по дополнительному уплотнению слабых участков. 
 
Данный метод контроля позволяет исключить возможность укладки покрытия на слабо уплотненное основание и избежать появления просадок на автомобильных дорогах в процессе их эксплуатации. 

Напомним, что в 2022 году в России появился национальный стандарт РФ, в котором была описана методика вычисления модуля упругости материала. Благодаря этому показателю специалисты могут определить прочность земляного полотна и дорожной одежды, а также сравнить полученные результаты с проектными. 

Методы, которые специалисты использовали ранее, не позволяли получить детальную информацию о степени уплотнения и данные о модуле упругости материала, из которого устроен слой. К тому же ввиду отсутствия методики сравнение результатов прочности дороги с запроектированными показателями не проводилось.  
 
Впервые в Бурятии новую методику применили в прошлом году на нескольких объектах капитального ремонта дороги Р-258 «Байкал» Иркутск – Улан-Удэ – Чита. К примеру, на участке автодороги со 159-го по 163-й км в Слюдянском районе Иркутской области удалось выявить ряд слабых зон и повысить их несущую способность. По прошествии года эксплуатации просадки на этом участке дороги отсутствуют, а ровность отвечает техническим требованиям.

Кол-во просмотров: 1627

Поделиться новостью:


Поделиться: