По приглашению члена тибетского парламента и основателя Casa del Tibet в Барселоне Преподобного Тубтена Вангчен открылась выставка танка известного буддийского художника Николая Дудко, сообщает пресс-служба минкульта Бурятии.
На выставке представлены танка, созданные художником за последние 20 лет. В рамках экспозиции прошла конференция художника, на которой он рассказал об истории живописи танка, символизме и принципах работы. Выставка пользуется огромным успехом и ее уже посетило несколько тысяч человек.
Буддийская икона танка (букв, «свиток») — в первую очередь предмет религиозного культа. Посредством определённых художественных средств — композиции, выбора форм или цвета — она воплощает идею буддизма. Хотя процесс написания танка всегда был окружён таинственностью, основой его были всё же не мистическое прозрение и интуиция, а точные знания иконометрии и законов композиции, нашедшие своё выражение в художественном каноне.
Пантеон изображаемых божеств обширен. Он включает изображения «просветленных существ» - будд, бодхисаттв, гневных «защитников учения» - дхармапал, изображение буддийской вселенной — мандалы и т.д. Однако танка - это не только предмет религиозного культа, которому поклоняются и используют в обрядах и церемониях, но и произведение искусства, имеющее свои художественные, стилистические и композиционные достоинства. Буддизм, распространившись из Индии в Китай, Тибет, затем в Монголию и Бурятию, повлиял на возникновение целого ряда стилей иконописи. Их отличия заключались в выборе сюжета, цветовом решении, характере рисунка, а также в технике и технологии живописи. В традициях стиля «менри» одного из классических стилей тибетской живописи танка
работает Николай Дудко.
СПРАВКА:
Николай Николаевич Дудко родился в 1962 г. в Германии. До увлечения буддийским искусством Николай Дудко серьёзно занимался рисованием, в 1982 г. окончил художественно-графическое отделение Улан-Удэнского педагогического училища. Некоторое время жил на Украине, учился в Киевском художественном институте. Однако реалистическая живопись не привлекала художника. Духовные искания, стремление к иному способу самовыражения совпали с его возвращением в Бурятию в 1986г.
Важную роль в жизни художника сыграло знакомство с ламой Иволгинского дацана Дарма-Доди, настоятелем Цугольского дацана Жимба-Жамсо Цыбеновым и особенно с Чогьялом Намкаем Норбу, который является духовным учителем художника. Они познакомили Николая Дудко с буддийской философией и искусством, ввели в сложный мир буддийских символов и образов. Тогда он и заинтересовался иконой танка.
Духовные поиски приводили художника к немногим мастерам Бурятии, сохранившим секреты традиционного искусства. Поездки в Монголию и Непал в 1990 гг. углубили знания по технике живописи танка. Всего за полтора года учебы в Библиотеке тибетских рукописей и архивов в городе Дхарамсале (Индия), у личного художника Далай-ламы XIV, преподобного Сангей Еше, Николай Дудко прошёл пятилетний курс обучения. Результатом поездки стал диплом художника танка тибетского стиля «менри» с правом преподавания.
Выбор этой живописной школы - итог духовных исканий и самосовершенствования живописца. Несмотря на строгие руководства и иконографический канон, талантливый живописец всегда имеет возможность проявить свою индивидуальность, например в цветовом решении или в разработке пейзажа. Пейзажи Николая Дудко - это фантастическая и прекрасная среда обитания божества, где его окружают водопады, горы со снежными вершинами, а облака «завиваются» и «текут».
В каждую икону Николай Дудко вкладывает свои чувства и эмоционально-личностное восприятие божества.