Субъекты профилактики призвали жителей Бурятии проявлять настороженность к звонкам с неизвестных номеров. С начала года регистрируется большой рост случаев кибермошенничества.
– В этом году у нас регистрируется увеличение совершенных IT-мошенничеств на 115% по сравнению с прошлым годом. В количественном выражении совершено порядка 1100 дистанционных мошенничеств и 500 краж с банковских счетов граждан. В основном преступления регистрируются на территории города Улан-Удэ, также этому виду мошенничества чаще подвергались наши крупные районы: Кабанский, Северо-Байкальский, Селенгинский, Кяхтинский. Ущерб, который был причинен нашим гражданам от действий преступников, составляет более 212 млн рублей, – сообщил начальник Управления уголовного розыска МВД по Бурятии Дмитрий Тугаринов.
Службы отмечают прямую связь с началом специальной военной операции.
– На территории Украины находится порядка 800–900 колл-центров, которые занимаются этими видами преступлений и финансируют военные кампании, – отметил Дмитрий Тугаринов.
Чаще всего жертвами телефонных мошенников становятся пожилые люди. Любой неожиданный звонок, СМС или письмо – повод насторожиться, считают специалисты. Аферисты могут представиться службой безопасности банка, налоговой, прокуратурой.
– Мошеннические схемы постоянно меняются. Например, звонят сотрудники якобы полиции, прокуратуры, ФСБ и сообщают, что у родственника проблемы или близкий человек попал в ДТП и т. д. Особенно пожилые люди чаще всего верят и стараются помочь, забывая о бдительности. У каждого пожилого человека есть близкие более молодого возраста, которые могут и должны подсказать, уберечь от посягательств интернет-преступников, – подчеркнул зампред правительства Бурятии Пётр Мордовской.
Службы безопасности банков разрабатывают свои мероприятия по предупреждению киберпреступлений в отношении клиентов.
– Банк серьезно вкладывается в аппаратную часть, чтобы предупредить преступление. Например, мы можем проанализировать ситуации, когда житель Бурятии, скажем, в Мурманске пытается снять крупную сумму денег. Естественно, мы, считая это аномальным поведением, уточняем у клиента, действительно ли он совершает операцию или это лица, получившие неправомерный доступ к счету. Банк приостанавливает операцию, проводит верификацию клиента, – рассказал заместитель управляющего – руководитель РСЦ Бурятского отделения ПАО «Сбербанк» Игорь Моисеенко.
Он добавил, что «в официальном приложении банка, который устанавливается на телефон, можно подключить услугу «Фильтр входящих звонков». Когда человеку будет поступать звонок с номера, который уже идентифицирован как номер, с которого производится массовый обзвон, пользователь будет видеть на экране надпись: «Возможно, мошенники».
Как распознать мошенников?
- Аферисты могут представиться службой безопасности банка, налоговой, прокуратурой.
- Сильные эмоции притупляют бдительность.
- Аферисты всегда торопят, чтобы у вас не было времени на обдумывание.
- Предлагают спасти сбережения, получить компенсацию или вложиться в выгодный проект.
- Злоумышленников интересуют реквизиты карты, пароли и коды из банковских уведомлений.
Сотрудники банков и полиции НИКОГДА не спрашивают реквизиты карты, пароли из СМС, персональные данные.
Никогда никому не сообщайте: коды из СМС, трехзначный код на оборотной стороне карты (CVC), PIN-код, пароли и логины к банковскому приложению и онлайн-банку, кодовое слово и персональные данные.
Пресс-служба правительства Бурятии