Заслуженная артистка РСФСР и Туркменской ССР, народная артистка Бурятской АССР, солистка Бурятского государственного академического театра оперы и балета им. народного артиста СССР Г. Ц. Цыдынжапова Кузьмина Ирина Федоровна скончалась 19 марта на 88-м году жизни.
Прощальная панихида состоится 21 марта 2015 г. в 13.15 в Ритуальном зале Отделенческой больницы по адресу: ул. Комсомольская, 1 Б. Вынос состоится в 14.15.
Ирина Кузьмина родилась 13 января 1928 года в Баку. Музыкальное образование будущая солистка оперы начала на двухгодичных курсах для взрослых, затем закончила музыкальное училище в классе известного педагога-вокалиста К.Я.Полуяновой. После окончания Государственной консерватории им. У.Гаджибекова, И.Кузьмина была принята на работу солисткой в театр оперы и балета имени М-Ф. Ахундова, где спела все ведущие партии колоратурного сопрано.
В январе 1963 года И.Ф. Кузьмина переехала в Ашхабад и на сцене туркменского театра оперы и балета имени Махтумкули И.Кузьмина пела в спектаклях «Цыганский барон» И.Штрауса, «Риголетто» и «Травиата» Дж.Верди, «Севильский цирюльник». За участие и выступление в неделе искусств Туркменской ССР в Москве певица была удостоена звания заслуженной артистки Туркменской ССР. Чуть позднее она около полутора лет была солисткой Татарского театра оперы и балета имени М.Джалиля.
В 1968 г. И.Ф. Кузьмина стала солисткой Бурятского театра оперы и балета. Певица всегда отмечала, что «В Бурятии я получила все – ведущее место на сцене, возможность творить, атмосферу дружбы, взаимопомощи, чистоту отношений в коллективе. Моими лучшими партнерами, друзьями по сцене были Л.Линховоин, В.Буруев, Н.Литвинов, Д.Дашиев, С.Раднаев, Л.Шоболов, К.Базарсадаев, А.Жмурова, Д. Кыштымова и многие другие».
Репертуар И.Ф.Кузьминой был обширен – от венской классики до композиторов советской эпохи, в нем находилось место и для музыки бурятских композиторов. «Коронные» партии – в «Травиате», «Севильском цирюльнике», «Риголетто». К творческим вершинам относились партии Мюзеты в «Богеме» Д.Пуччини, Церлины в «Дон Жуане» В.Моцарта, Марфы в «Царской невесте» Н.Римского-Корсакова, Лейлы в «Искателях жемчуга» Ж.Бизе и другие. Партии второго плана в исполнении певицы нередко становились украшением спектаклей – Иностранка в детской опере «Максимка» Б.Терентьева, Бригитта в «Иоланте» П.Чайковского, Фраскита в «Кармен» Ж.Бизе, Адина в «Любовном напитке» Г.Доницетти, Дуняша в «Григории Мелихове» И.Дзержинского.
Природа подарила Ирине Федоровне большой, красивого тембра голос - лирико-колоратурное сопрано с диапазоном, превышавшим две с половиной октавы. Особенностью этого голоса было соединение теплоты и одновременно звонкости, некоторой «инструментальности» (в чистоте и ясности каждого звука) с сердечной выразительностью. Очарование этого голоса было и в том, что, поднимаясь к самым высоким звукам, он не терял теплой окрашенности, сохранял наполненность и красоту. Вот отзывы коллег по оперному искусству: «И.Ф. Кузьмина высокопрофессиональный мастер, безупречно владеющий всеми средствами оперного искусства» (И. Айзикович, главный дирижер Бурятского театра в 1975-85 годах) «До сих пор ее серебристый, легко льющийся голос звучит в моих ушах. Для меня, как для партнера, ее Джильда остается непревзойденной» (Л.Иманов, народный артист СССР, солист Азербайджанского оперного театра).
Неудивительно, что у многих любителей оперы старшего поколения было в обиходе выражение «пойти на Кузьмину», то есть не просто в театр, а на тот спектакль, в котором выступала любимая певица.
В начале 80-х годов И. Кузьмина оставила оперную сцену и посвятила себя преподаванию в должности доцента кафедры хорового дирижирования Восточно-Сибирской академии культуры и искусств. До недавнего времени И. Кузьмина пела в церковном хоре (в Троицком, позже в Вознесеновском храме), своим голосом и мастерством принося людям радость.