«Население Улан-Удэ должно достигнуть 700 тыс. человек», – с таким пожеланием выступил в начале прошлого года президент Бурятии Вячеслав Наговицын. Городские власти прислушались к главе республики и срочно переверстали генеральный план развития столицы Бурятии. В настоящее время положения генплана начали реализовываться – в границы города включены пригородные села Исток и Степной поселки Солдатский, Сокол, Тулунжа, Заречный, Забайкальский и, поселок при станции Мостовая. Город силами жителей районов республики осваивает эти территории. Движется столица Бурятии в намеченном юго-западном направлении – 100-ые кварталы обещают стать новым спальным районом Улан-Удэ.
Но, к сожалению, для горожан муниципальные власти продолжают делать ставки на индивидуальное строительство – основная масса выделяемых под строительство участков выдается именно под частную застройку. При этом мэрия обещает взять на себя проведение инженерных коммуникаций и создание инфраструктуры. Но в будущем…
История знает лишь один удачный пример позднейшего возведения коммуникаций – академик Курчатов при строительстве института не стал прокладывать асфальтовые пешеходные дорожки сразу, в течение года сотрудники НИИ передвигались по территории института, так как им было удобно. И только после этого протоптанные ими тропы были «одеты» в асфальт. Сегодня городские власти поступают как известный ученый, но то, что применимо для одного института, в пределах целого города становится хаосом. Столица Бурятии продолжает соответствовать своему ироничному прозвищу «большая деревня» – максимум населения при минимуме инфраструктуры.
Муниципалитет, вдруг словно спохватившись, начал строительство развязки Бабушкина – Трубачеева с выходом на поселок Поселье на левом берегу Селенги. К таким же поздним решениям стоит отнести строительство моста через Уду от улицы Приречной в район Батарейки. С этими проектами городские власти опоздали, как минимум лет на пять – дорожная сеть Улан-Удэ давно не справляется с транспортными потоками.
По этому же принципу власти действуют и на вновь осваиваемых территориях – два года назад молодые специалисты получили земельные участки под индивидуальное строительство в ДНТ «Перспектива», которому в дальнейшем предстоит стать микрорайоном Молодежный. Но качество дорог в эту сторону (пос. Светлый, ТЭЦ-2, пос. Забайкальский) оставляет желать лучшего. Не решен и вопрос с автобусным маршрутом - аборигены привычно выжидают своего 5-,6-,7-часового «16». Фактически в этом направлении работает только один автобус, который за час успевает сделать один круг по маршруту Элеватор – пос. Забайкальский – Элеватор.
Не доставляет радости и юго-западное направление, определенное генпланом как приоритетное при развитии столицы Бурятии. Застройка 111, 112, 113 и далее до 140а кварталов ведется вовсю. Много, средне и одноэтажное строительство радует глаз и карман возможного покупателя – цены на недвижимость в этом районе пока демократичны. Но в новый спальный район проложено лишь три автобусных маршрута – 40, 70 и 71, что «убивает» всякое желание приобретать здесь недвижимость.
В тоже время улан-удэнцы уже давно ждут благоустройства центра города – трущобы по ул. Шмидта, Свободы, Каландаришвили и Смолина, равно как и запутанная транспортная схема давно набили оскомину горожанам. И здесь Улан-Удэ опять опаздывает – в соседних Иркутске и Чите центральные части города успели облагородить за счет программы ветхое и аварийное жилье.
— К сожалению, при всем стремлении увеличить население столицы Бурятии сегодня даже речи не идет об его обеспечении объектами соцкультбыта – в генеральном плане значатся школы, детские сады, поликлиники, больницы. Но на деле не реализуется даже малая часть запланированного. Пока город развивается «самостийно», без какого-либо влияния властей и это превращает столицу Бурятии в большую и не очень приятную деревню, — отмечает архитектор Александр Яковлев.
Марина Бороева