В прошлом году в Бурятии случилось вполне достойное для осмысления событие. В Улан-Удэ появился крематорий. По данным сайта ритуал.ру, доля кремации в целом по России невысока – 10%, но в больших городах она составляет 30 – 40%, а в Москве и Петербурге приблизилась к 70%. Это происходит в силу многих причин, основные среди которых – нехватка мест на кладбищах, простота процесса и низкая стоимость.
Совсем недавно заработал свой крематорий и в Улан-Удэ. Мы решили поинтересоваться у жителей города, какие мысли рождает в их головах этот символ вечности.
Игорь Долгих, житель города Улан-Удэ:
– Тети Иры не стало осенью 2019 года. Умерла она в 64 года от инсульта в Санкт-Петербурге. Вся ее жизнь прошла в Улан-Удэ. Поэтому после смерти было решено перевести ее прах в столицу Бурятии. А главное, еще при жизни тетя Ира попросила ее кремировать после кончины, о чем есть запись в ее завещании. Это желание было неспроста. В 28 лет не стало ее единственной дочери, которую похоронили на родине в Бурятии. Поэтому, чтобы быть с дочерью в одной могиле, она оставила вот такое пожелание. Я знаю, что авиаперелет усопшего стоит дорого, если не ошибаюсь, то около 100 тыс. рублей. В деньгах проблемы не было, хотя знаю, что и этот фактор может быть для кого-то препятствием. Загвоздкой же в моем случае было отсутствие на тот момент крематория в Бурятии. Поэтому принял решение кремировать тетю в Санкт-Петербурге, а потом везти прах в Бурятию. Процедура заняла две недели, поскольку в Питере на пять с половиной миллионов жителей приходился всего один крематорий. Соответственно, за авиаперелет праха ничего не платил. По прибытии в Улан-Удэ похоронили тетю по всем канонам. Теперь она в одной могиле с дочерью.
Виктор Рыжук, писатель:
– Если есть у нас люди, которые понимают, что, кроме кредитной истории, им после себя оставить нечего, разумеется, я уважаю их мнение и поддерживаю. Не хотят уйти в землю – это их право. Знаю одно – никто из моих потомков не разобьет урну с прахом моего деда, потому что он будет предан земле.
Жаргал лама, проректор буддийского университета «Даша Чойнхорлин» имени Дамба-Даржа Заяева:
– Для буддизма кремация – это самый подходящий вид погребения. Наша религия практикует разные способы захоронения, в том числе и предание тела земле. В старину тела умерших «теряли» – по-бурятски «гээгдуулхэ»: это делали подальше от людей, в степи или лесу. Вешали и в мешке на деревьях – так хоронили детей. В Индии, в городе Варанаси, тела сжигают, а пепел спускают в воду. Все это применяется и в буддизме. Когда ламы читают алта hаба (разгадываем последующее перерождение усопшего), там написано, что лучше всего тело кремировать, а не зарывать в землю. Но из-за отсутствия крематориев мы не могли этому следовать. А теперь такая возможность появилась, и это к лучшему.
На вопрос, есть ли среди моих знакомых те, кого кремировали, могу ответить, что лам кремируют. Это на бурятском называется «хайлуулха», в переводе на русский дословно «растапливать». Но это достаточно затратное мероприятие. Ведь для полного сожжения человеческого тела нужно много дров и несколько ведер топленого масла. И ждать всю ночь, пока тело не истлеет. А уже на утро собирают останки, кладут в субурган или рассыпают над речной гладью, можно развеять и по степи. Вот так это происходит. Поэтому я считаю, что крематорий нужен. При современных технологиях процедура кремации экологична, менее затратна и не занимает много времени. А главное, отвечает религиозным канонам буддизма.
Александр Турчанинов-Родин, уроженец города Улан-Удэ:
– Люди по природе своей суеверны, поэтому вытянуть кого-то на откровения по поводу такой темы, как крематорий, непросто. Но старые люди всегда четко занимались этим делом, не терпящем суеты. Я лично, когда услышал, что в Улан-Удэ появился крематорий, не то чтобы внутренне обрадовался, но пришел к мысли, что для себя выбор сделал. В том плане, что не хотел бы «навсегда» остаться в Иркутске, где живу много лет. Жена меня в этом вопросе поддержала. Православие предполагает предание тела земле, иная религия – огню, и по этому поводу можно спорить. Но что делать, это большая проблема и ее надо решать.
Когда-то в Улан-Удэ было Заудинское кладбище, Шишковское, потом появилось Стеклозаводское, и этого хватало. Но теперь проблема усугубилась. В Иркутске тоже она существует, но нет крематория. Значит, Улан-Удэ в этом плане оказался (если так можно выразиться) немного впереди. В том плане, что у жителей Улан-Удэ появился выбор. И, тем не менее, я желаю всем и каждому долгих лет жизни. И, чтобы продлить свои годы, призываю всех без исключения пройти вакцинацию, кто еще не успел этого сделать.
Алексей Карнаухов, исполнительный секретарь старообрядческой церкви:
– Тема мне близка, так как неоднократно участвовал в разного рода акциях, связанных с символичными гробами. Ну а если серьезно, здесь уместно вспомнить историю с мудрецом Сократом. Ученики спросили его: как бы он хотели, чтобы его похоронили? Сократ ответил, что они его плохо слушали, так как хоронить будут не его, а лишь мертвое тело. Какие бы ни были ритуалы, они так или иначе привязаны к традициям, являются продуктом нашей культуры.