В столице Бурятии все чаще жильцы многоэтажных домов самовольно перекрывают подъездные пути, возводя инженерные конструкции (шлагбаумы, блоки и т. д.) на дорогах общего пользования. Тем самым препятствуя свободному проходу людей и ограничивая проезд транспортных средств. Согласно ст. 3 ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильные дороги предназначены для движения транспортных средств неограниченного круга лиц. Данные несанкционированные перекрытия нарушают права неопределенного круга лиц, создают угрозу безопасности дорожного движения, а также препятствуют свободному проезду специальных транспортных средств, обеспечивающих общественную и пожарную безопасность.
Проездной двор
С одной стороны, действия жильцов понятны. С каждым годом в Улан-Удэ увеличивается количество автомобилей. Столичные улицы уже не справляются с увеличивающимся потоком автотранспорта. В связи с этим все чаще автомобилисты, желая объехать или срезать, заезжают на внутридомовые территории. А это постоянный автомобильный шум, не прекращающийся ни днем ни ночью, страх за своих детей.
– Дети не могут спокойно выйти из подъезда. Мы их даже во двор играть не пускаем. Двор наш стал проездным: ездят такси, грузовые машины, мусоровозы, превращая двор в оживленную трассу, – жалуется горожанка Мария Васильева. – Едут без оглядки, со скоростью. Везде паркуются: машины на газонах, бордюрах, под окнами и у подъездов к мусорным контейнерам.
Видимо, руководствуясь этими доводами, жильцы дома Ранжурова, 12, перегородили двор железным забором. Также здесь установлены знаки 3.28 «Стоянка запрещена» и 3.1 «Въезд запрещен».
Отметим, горожане не единодушны по поводу установки препятствий на дорогах.
– У меня своя машина. Из-за блоков и заборов ни проехать, ни припарковаться нормально нельзя. К тому же жильцы ставят машины в образовавшемся тупике. В соседнем дворе пошли еще дальше. Установили железный забор, – сообщил Василий Бадмаев. – Ключи от него есть не у всех жителей дома. Сосед не может подъехать к дому, подвезти материалы для ремонта, да и просто припарковаться, и он просто взял и сломал его. Ему не смогли предъявить обвинение. Ведь чтобы истребовать стоимость ущерба от порчи этого имущества, необходимо подтвердить факт собственности.
С другой стороны, действия горожан, выставивших заграждения, попадают под статью 12.33 КоАП РФ. Ведь умышленное создание помех в дорожном движении влечет наложение административного штрафа на граждан в размере 1,5 тыс. рублей. То же самое нарушение должностным лицам обойдётся в 5 тыс. рублей, а юридическим – в 200 тыс. рублей. Кроме этого, действия граждан попадают под ч. 8 ст. 20.4 того же Кодекса, где указано: «Нарушение требований пожарной безопасности об обеспечении проходов, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц – от семи тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц – от ста двадцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей».
Соответственно, хотят жильцы или нет, но сотрудники МЧС имеют право снести установленные препятствия. В качестве альтернативы бетонным плитам и «глухим» шлагбаумам предлагают устройство «лежачих полицейских». Но отметим, что закон разрешает устройство искусственных препятствий лишь для снижения скорости передвижения по дворовой части, а все остальное – противозаконно. Для получения разрешения на установку искусственного препятствия жителям необходимо обратиться в администрацию города с последующим согласованием письменного заявления в тех инстанциях, которые определит административный орган. Например, ГИБДД, пожарный надзор и т. д.
Между тем шлагбаум, препятствующий свободному проходу людей и ограничивающий проезд транспортных средств, установлен прямо на площади Советов, напротив городской администрации и правительства Бурятии. Это не единственная дорога, перекрытая в центре города. Так, улан-удэнцы жалуются, что из-за строительства нового корпуса БГУ закрыта целая улица в центральной части города. Впрочем, по информации городской пресс-службы, в целях повышения пропускной способности принято решение об открытии сквозного движения автомобильного транспорта по ул. Ранжурова в направлении от ул. Ербанова до ул. Сухэ-Батора. «Движение автомобильного транспорта на данном участке будет открыто после размещения на проезжей части ул. Ранжурова необходимых технических средств организации дорожного движения», – отметили в ведомстве.
Много нареканий от горожан поступает и по поводу участка дороги по ул. Жердева, напротив остановки «Выстрел».
– Это просто безобразие. Сегодня утром тут чуть не сбили человека, когда он стоял на остановке. Расстояние между проезжей частью и остановкой минимальное, – негодует Валерий Николаев. – Овощной киоск стоит очень близко к проезжей части. Людям приходится идти, балансируя по бордюру. Кроме того, с другой стороны киоск огорожен железным забором, который, по всей видимости, принадлежит ДШИ №4.
По всем фактам «самозахвата» земель направлен запрос об обоснованности данных инженерных конструкций на улицах Улан-Удэ. В завершение отметим, что закон в стране у нас один для всех, поэтому независимо от мнения большинства или меньшинства умышленное создание помех в дорожном движении противозаконно и влечет наложение административного штрафа.