На прошлой неделе определились победители конкурса на лучший эскиз скульптурной композиции на территории аэропорта «Байкал». Организаторы объявили результаты на традиционном брифинге в администрации города Улан-Удэ. Среди всех вариантов жюри остановилось на работе известных питерских скульпторов Вячеслава Бухаева и Матвея Макушкина.
Вячеслав Бухаев. Фото: Татьяна Никитина
Матвей Макушкин. Фото: Татьяна Никитина
Напомним, что, согласно условиям конкурса, эскизы участников были выставлены в Музее истории города Улан-Удэ анонимно, под шифром из любых двух кириллических букв и трех арабских цифр. Каждую работу сопровождала пояснительная записка. Мы попросили победителя, одного из авторов работы «Воздушные ворота в столицу республики Улан-Удэ «Красные ворота» Вячеслава Бухаева прокомментировать замысел.
Фото: пресс-служба Администрации Улан-Удэ
– Вячеслав Борисович, с воздушными воротами все понятно. Откуда «Красные ворота»?
– Потому что Улан-Удэ – это Красные ворота, а не красная Уда. Тогда бы было Улан-Уда. Аэропорт – это воздушные ворота, а Улан-Удэ – Красные ворота. Мне кажется, здесь произошло некое совпадение идеи замысла. В своей работе мы предложили оформить портал фасада аэровокзала, исполненного московским институтом «Аэропроект» в виде красного козырька – дизайн современной восточной архитектуры. На фоне этого главного входа должна возвышаться 9-метровая колонна, которую венчает бронзовая статуя «летящего воина Гэсэра».
– Почему выбор пал на Гэсэра?
– Воздушные ворота в Бурятию… знакомство с республикой… по-моему, должны начинаться с основ, и древний бурятский эпос «Гэсэр» здесь очень уместен. Гэсэр – символ Истории и Культуры бурятского народа. В городе уже есть конная статуя Гэсэра, однако Гэсэр Матвея Макушкина иной, он поэтически вдохновенный, и он не просто сидит на коне, а парит по декоративным облакам из старинных свитков Прошлого.
Приведу слова энциклопедии: «…В мифологии это ниспосланный Богом культурный герой – Сын Неба, небесный всадник, бог войны и царь – избранник, очищающий землю от чудовищ-демонов и получивший от Неба чудесного скакуна, обретающий истинный величественный облик и имя – Гэсэр…».
Гэсэр – это миф, и, к примеру, князь Александр Невский, прижизненных изображений которого нет… и герой Гэсэра не может быть изображен в виде обычного воина, потому что это образ, некая икона, сказание… Предлагаемая статуя – тема диплома скульптора Матвея Макушкина. За эту работу он получил высшее поощрение, и по окончании института им. Репина в 90-е годы был принят на три года в творческую скульптурную мастерскую при Российской академии художеств с предоставлением специальной стипендии и пансиона.
До этого Матвей, окончив Иркутское художественное училище, поступает в Красноярский художественный институт. После двух лет обучения, оставив вуз, снова поступает на скульптурное отделение академического института им. Репина. Я хочу сказать здесь о том, что тема эпоса «Гэсэр» его давно волновала и глубоко близка его нутру…
– Если сформулировать кратко, то в вашей скульптуре сплелись воедино Пушкин, тотемные родовые знаки бурят, цвета флага республики, европейские города. Как это получилось?
– Бронзовая золоченая статуя венчает колонну, оформленную наверху как декоративный символический хадак с цветами флага республики, гостеприимно приглашающий посетить землю Бурятии. Повторюсь, динамичное изваяние «летящего на коне Гэсэра» вознесено на декоративных «облаках» – из старинных свитков прошлого.
Колонна состоит из трех частей, скрепленных между собой золочеными выпуклыми «обручами», символизирующими единение трех административных единиц: Усть-Орды – Бурятии – АГИ… Периметр верхней плоскости окружности стелы украшают изображения четырех тотемных родовых знаков бурят: быка («буха»), налима («гутар»), волка («шоно»), лебедя («хун шубуун») в стиле старинных примитивных наскальных рисунков, выполненных из стальных листов с патиной древности...
В этой связи хотелось бы привести слова великого русского поэта Александра Пушкина о том, что знание Прошлого есть путь в Будущее. В этой связи предлагаемый проект есть уважительный взгляд из XXI века в Историю и Традиции бурятского народа, и он должен вызвать интерес современников к древнему Эпосу. Если хотите, идея проекта – в сегодняшнем зеркальном отражении стекол современного аэровокзала на фоне воздушных лайнеров-стальных птиц наших дней увидеть «вознесенное» Прошлое и благодарно хранить память о наших предках.
– По периметру основания вашей колонны можно прочитать названия разных городов мира. Как они сюда попали?
– Однажды я был в одной лондонской школе района Камдэн Тавн, и, что меня поразило: мне запомнился огромный плакат, выполненный детьми, в центре которого была изображена их школа, а далее обозначены по кругу окружающие улицы, затем районы… далее окрестности Лондона… затем городки… поселения, города Англии – Шотландии – Уэльса… Великобритании… далее земной Шар – Луна… Вселенная… То есть смысл этого постера был в том, что школьники смалу определили свое главное место в этом Мире, и Это место начиналось именно в этой школе. Для детей это был своего рода Пуп их земли, начало всех начал. Так им представлялась картина мира.
Основание нашей колонны – это своеобразная карта направлений. В примыкающем первом от колонны круге следуют названия районов Бурятии согласно их географической ориентации: Баргузин… Курумкан… Кабанск… Хоринск… Тунка… и т. д. Следующий круг – это российские города: Иркутск… Чита… Новосибирск… Москва… Санкт-Петербург… Третий круг: Улан-Батор… Пекин… Берлин… Париж… Лондон… Токио… Своего рода картина мира для жителей Бурятии, для которых здесь начинается Пуп нашей Земли – нашей Родины.
– В заявке на участие были какие-то особые условия, сроки выполнения? И как быстро удалось все это придумать?
– О том, что в Улан-Удэ проходит такой конкурс, я узнал из публикаций в интернете где-то в начале года. До 14 мая необходимо было подать заявку. Важное условие конкурса – смета всей композиции не должна была превышать 15 млн рублей, то есть необходимо рассчитать стоимость материалов и затрат, чтобы не выйти за пределы этой суммы. Поэтому обелиск представляет собой оболочку, выполненную из типовой полой армированной трубы, колец и в дальнейшем декорирован вертикальными листами из титана или нержавеющей стали, напоминающими классические каннелюры. Это предложение не только качественно в исполнении, созвучно с дизайном хайтек, но и намного экономичнее в сравнении с гранитом и мрамором… Надеюсь, при грамотной организации и оформлении документов, добросовестном финансировании всех работ можно получить хороший результат в оформлении нового международного аэровокзала республики.