Бурятия занимает первое место в России по населению, проживающему в городах с постоянным загрязнением воздуха. По сути, только каждый пятый в республике может спокойно вдохнуть полной грудью, остальным это лучше делать в тканевой маске. Жителям Улан-Удэ и вовсе через противогаз. За прошлый год в столице 20 раз фиксировали превышение бензапирена более чем в 10 раз. Максимальная доза зашкаливала в ноябре – 37-кратный перебор.
Всего в городском воздухе свыше 200 разных загрязняющих веществ, но самых проблемных – единицы. Во-первых, это взвешенные вещества – мелкие частицы пыли, сажи, асфальта, которые влияют на заболевание дыхательных путей. Во-вторых – бензапирен, который выделяется при сжигании. Вещество относят к первому классу опасности, наравне с ртутью, плутонием и полонием. Но главное – он вызывает онкологические заболевания. А рост по ним в городе за последние 10 лет - 20%!
С каждым годом в Улан-Удэ качество воздуха становится только хуже, но чиновники ничего не предпринимают. Складывается ощущение, что они просто не знают, что делать.
ОТКУДА НЕСЁТ ЯДОМ?
Виновники загрязнения давно известны. В докладе их сухо делят на стационарные и передвижные. К первым относят крупные предприятия, мелкие котельные, а так же частный сектор. Все остальные - во второй категории, в том числе автотранспорт. За прошлый год все вместе выбросили в атмосферу 214,7 тысяч тонн загрязняющих веществ. Это пятый показатель по Дальнему востоку.
Больше половины всего яда в воздух выбрасывает автомобильный транспорт - 120 тысяч тонн. И за последние 9 лет этот показатель вырос почти на 50 %. Только в Улан-Удэ с 2003 года машин стало в 7 раз больше, при этом средний возраст автопарка – 18,7 лет. Это также один из худших показателей по стране.
40% загрязнений приходится на стационарные источники. И здесь больше половины забирают городские ТЭЦ. Всё остальное – мелкие котельные и, конечно, частный сектор. За несколько лет количество домов увеличилось с 20 до 45 тысяч.
Но если прямо сейчас спросить у чиновников, кто действительно виноват в постоянной дымке над городом, вряд ли можно услышать конкретный ответ. Главный документ с такой информацией – сводный том ПДВ (предельно допустимых выбросов). Последний раз его составляли в 2013 году, и сейчас он устарел. Ежедневные данные поставляют станции Бурятского гидрометцентра. Но этого недостаточно. А без реальной картины нет смысла делать шаг дальше.
НАДЕЯЛИСЬ НА БЮДЖЕТНЫЕ МИЛЛИОНЫ, НО ПРОЛЕТЕЛИ МИМО
Доброй традицией местных чиновников стала постоянная надежда попасть в очередной нацпроект. Тут как раз и подвернулся «Чистый воздух». Он сулил в течение нескольких лет деньги на решение проблем, которые регион укажет в своём плане работ. Казалось бы – проще простого.
Что именно подали чиновники на суд Москвы – доподлинно неизвестно. Со слов замминистра природных ресурсов Натальи Тумуреевой, упор сделали на модернизации тепловых сетей города и окончании строительства ТЭЦ-2. Тогда можно было бы закрыть мелкие котельные, которых в Улан-Удэ с полсотни.
Но попытка получить через «Чистый воздух» деньги на ТЭЦ-2 была обречена на провал. Нужны цели, соответствующие программе. Москва отказала. В Минприроды не унывают. Теперь просят на фильтры и подвижную лабораторию. Но удастся ли растопить холодное сердце чиновников нашими дымчатыми амбициями?
У СЕМИ НЯНЕК ДИТЯ БЕЗ ГЛАЗА
На прошлой неделе мэр Улан-Удэ Игорь Шутенков поделился планами о создании службы экологического контроля в столице. Ее задачей станет контроль, мониторинг и разработка концепций – что делать с городским воздухом. И если поиск ответа на этот вопрос – решение правильное, то попытка очередного надзора выглядит, как минимум странной.
За выбросами в атмосферу наблюдают сразу два ведомства – Росприроднадзор и Бурприроднадзор.
Далее Роспотребнадзор мониторит состояния воздуха в целом. 26 лет специалисты каждые две недели проводят замеры в 7 точках: пос. Загорск, пос. Кирзавод, мкрн Бурвод, пос. Силикатный, СОШ №49, СОШ №17 и Гимназия №3.
Примерно этим же занимаются и в Бурятском гидрометцентре. Три стационарных поста с 1970-х годов проводят замеры на ул. Бабушкина, ул. Революции 1905-го г. и пр. 50-летия Октября. Их мониторинг ежедневный и позволяет посмотреть картину загрязнения намного глубже. В случае экстренного превышения эти станции первыми почуют беду.
- Ощущение некого бардака остаётся. Такое ощущение, что у нас все понимают, все кого-то проверяют. А воздух чище не становится, - отметил Николай Будуев, депутат Госдумы РФ.
Однако бесконечная надзорная деятельность не приносит должного результата. Проверок максимум, штрафов минимум. Для проверок по заявлению жителей необходимо решение прокуратуры и явный источник загрязнения. А такой сложно определить в городе, где дымят практически все. Так нужна ли нам ещё одна надзорная служба, которая за бюджетные деньги будет говорить о том, что и так известно.
ЛАПКАМИ КВЕРХУ
- Эту проблему нужно было решать 25-30 лет назад. Когда планировалась застройка города, она должна была действительно планироваться. Но история не терпит сослагательного наклонения. Что делать сейчас? – сообщила Наталья Тумуреева, заместитель министра природных ресурсов Бурятии.
По каждой из причин загрязнения воздуха конкретного решения нет. Закрыть ТЭЦ-1 не получится, достроить ТЭЦ-2 пока тоже. Но над ними и так самый строгий контроль от надзорных органов. Помогла бы установка автоматических приборов учёта выброса, но договориться не удаётся. Более того – руководство ТЭЦ-1 планирует понизить категорию для меньшего контроля.
Автотранспорт выбрасывает максимум газов, простаивая в пробках. А с этим в Улан-Удэ с каждым годом только хуже, и вряд ли третий мост сможет настолько решить эту проблему. Для жителей отдалённых районов личная машина – единственный шанс добраться до центра столицы. Самый экологичный транспорт - трамвай, не охватывает и половины населения.
В последнее время всё больше претензий к частному сектору. 78% выбирают дрова, 17% уголь. Предложить повальное электроотопление практически невозможно. Не выдержат сети. Экологически чистые пеллеты и брикеты значительно дороже аналогов, и популярностью не пользуются.
Все планируемые меры, которые действительно могут повлиять на чистоту воздуха будут непопулярны и в первую очередь отразятся на населении. Но почему только люди должны задумываться об экологии, если чиновники сами серьёзных шагов не делают?
ПОСЛЕСЛОВИЕ
В соседней Монголии с мая запретили топить углём в столице, и перешли на экологическое топливо. Такие меры приняли после того, как воздух Улан-Батора назвали одним из худших в мире. Местные туристы, возвращаясь оттуда отмечают – ситуация стала значительно лучше.
В июле глава Бурятии Алексей Цыденов провёл рабочее совещание с одним вопросом – как сделать городской воздух чище. Предлагали внедрять солнечные батареи, местные разработки печных фильтров и применение теплонасосных систем для частного сектора. ТГК-14 посоветовали упрощать систему подключения ИЖС вдоль теплотрасс. Обещали в ближайшее время разработать комплексный план мероприятий по улучшению воздуха. Увидел ли он свет – неизвестно.
В Минприроды говорят – ближайших целей две. Первая – запрыгнуть в уезжающий поезд нацпроекта «Чистый воздух». Второй – разработать актуальный сводный том ПДВ. Пока он не появится, дальнейшие планы строить сложно. Вопрос о выделении денег вынесут на сессию Народного Хурала в феврале 2020 года. Речь идёт о миллионных затратах. Если депутаты дадут добро, то документ появится только в 2021 году.
По данным Бурятского гидрометцентра в ноябре в Улан-Удэ зафиксировано превышение предельной допустимой концентрации бензапирена в 35 раз. В декабре и январе будет только хуже – с морозами люди усилят отопление домов. А к новостям, что Улан-Удэ вошёл в очередной рейтинг городов с самым худшим воздухом, пора привыкать. Это уже и не новость, а данность.
Источник: https://arigus.tv/