Ученый назвал Бурятию прародиной всех монголов

Баир Дугаров доказал, что легендарная земля предков Чингисхана находилась в Окинском районе
Культура |
эксклюзив
ЭКСКЛЮЗИВ
Фото Ученый назвал Бурятию прародиной всех монголов
Фото: Вячеслав Бадмаев

Для каждого бурят-монгола нет ничего дороже своей родины. Вот почему вопрос прародины всех монголов – легендарной горной страны Эргунэ-Кун – занимает умы ученых уже не одно столетие.

Существует ряд гипотез относительно местонахождения этой земли. Наиболее известной на сегодня является восточная (аргунская) версия Б. Р. Зориктуева, ориентированная на название реки Эргунэ (Аргунь) в Маньчжурии. Однако совсем недавно появилась еще одна точка зрения на этот вопрос, имеющая весьма обоснованную доказательную базу.

В прошлом году ученый Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН Баир Сономович Дугаров опубликовал в престижном научном журнале «Известия Лаборатории древних технологий» статью «Эргунэ-Кун: путь Буртэ-Чино и Окинский край». В своей сенсационной работе исследователь доказывает, что прародиной монголов можно считать нынешний Окинский район Бурятии – Аха.


Фото: архив Б. Дугарова

С презентацией доклада на тему «Эргунэ-Кун в зеркале восточносаянского ландшафта и фольклора» Баир Дугаров выступил на монгольском языке в августе этого года на Международном конгрессе монголоведов в Улан-Баторе.

Легендарная страна

По его мнению, ученые пошли по ложному следу, увлекшись словом Эргунэ, созвучным Аргунь (в монгольском произношении Эргунэ) – названию реки в Маньчжурии. Еще персидский ученый и летописец 14 века Рашид-ад-Дин приводит название этой реки в связи с обозначением кочевий Хасара, брата Чингисхана, но не указывает, что эта территория могла быть связана с Эргунэ-Кун. А информаторы персидского историка, знавшие святыни и предания старины, не преминули бы ему напомнить об этом.

Да, есть в Маньчжурии река с таким названием. Зориктуев полагает, что там должна быть и местность Эргунэ-Кун. Но его описание не убеждает, что это есть та самая легендарная страна – вряд ли в такой местности, достаточно населенной с древних времен и открытой для кочевников, могли скрыться от врагов братья Нукуз и Кият. Нет и упоминаний в местном фольклоре легенды о «расплавленной горе», открывшей монголам Эргунэ-Куна путь из горных теснин в степные просторы. Причем в «Сокровенном сказании монголов» (1240) упоминается река Эргунэ, или Аргунь, которая, по всей видимости, была давно и хорошо знакома монголам при Чингисхане. Например, сюда съезжались в связи с избранием Джамухи в гурханы его многочисленные сторонники.

Если мы откроем «Сокровенное сказание монголов», то в первых же строках найдем скрытое указание на месторасположение Эргунэ-Куна. Там написано, что предок Чингисхана Буртэ-Чино вместе со своей женой Гоа-Марал, переплыв Тенгис (внутреннее море), прибывает к истокам Онон-реки у горы Бурхан-Халдун.

Поскольку под Тенгисом подразумевается Байкал, исследователь Баир Дугаров полагает, что горная страна Эргунэ-Кун, откуда вышло племя Буртэ-Чино, примыкает к западному берегу Байкала и связана географически с Приангарьем.


Фото: архив Б. Дугарова

Рашид-ад-Дин в своих трудах также указывает про недоступную горную цитадель, именуемую Эргунэ-кун, которая, по всей вероятности, и есть горы Восточного Саяна. Значение слова «кун» – косогор, а «эргунэ» – крутой, иначе говоря, крутой хребет.

Знак Буртэ-Чино

Самая высокая вершина Саянского нагорья – Мунку-Сардык, его дух-хозяин именуется в сакральной традиции местных бурят Бурэнхан. Имя слагается из двух компонентов: Бурэн – от тюркского слова «бури» – волк, плюс «хан» – владыка. Это название подтверждается бурятским стародавним преданием, согласно которому хозяином Мунку-Сардыка считается Шоно-нойон (Волк-предводитель), которому соответствует слово Бурэнхан.

Баир Дугаров отмечает, что название горы Бурэнхан (Шоно-нойон) обнаруживает связь с именем Буртэ-Чино. Согласно этнокультурной традиции тюрко-монгольских народов, эжинами – хозяевами наиболее почитаемых гор – нередко становились духи родоначальников, вождей и других выдающихся лиц. Вероятно, в слове Бурэнхан закодировано имя Буртэ-Чино, и не случайно эта вершина с давних пор окружена ореолом почитания, а ее имени сопутствует сакральный эпитет хайрхан (милостивый).

Также прослеживается связь имени предка Чингисхана Буртэ-Чино с названием культовой горы Бурэнхан Восточного Саяна, поскольку они имеют один корень бурэ(и). Также этноним «монгол» можно вести от названия долины Монголжин, которая расположена в горной котловине в Окинском районе Бурятии.

Легенда о первопоселенцах

Легенды, характеризирующие эргунэ-кунскую историю предков монголов, нашли отклик в фольклоре окинских бурят. Так, мотив легенды о братьях Нукузе и Кияте, укрывшихся от врагов в труднодоступных горных теснинах и обретших здесь родину, получили отзвук в местной легенде о братьях Бурэнхане и Тархае, первыми обживших Окинский край. Они остались здесь со своими семьями и обжили эти края. Старший брат Бурэнхан отличался силой и мудростью, верховодил во всех делах и являлся опорой и примером для сородичей.

Знатоки окинской старины относят Бурэнхана к хонгодорскому роду шуранхан, чей первопредок родился, сжимая в руках по комочку спекшейся крови (Шуhатай ерэhэн Шуранхан). Для сравнения, в «Сокровенном сказании монголов» представлено рождение Тэмуджина со сгустком крови в руке как знак избранничества. По всей видимости, Шуранхан представлял собой неординарную личность, о чем свидетельствует следующее выражение: «Шүлүүhэнэй шүдэниинь хурса, Шуранханай хуулинь хурса» (У рыси клыки острые, у Шуранхана закон строгий).

При сравнении фольклорных характеристик Бурэнхана и Шуранхана прослеживаются их сходство и внутренняя связь, отчего можно предположить, что речь идет об одном и том же персонаже. Кроме того, имя Бурэнхан сходно с именем хозяина вершины Мунку-Сардык – Бурэнхан, содержащим отзвук имени Буртэ-Чино.

Подобного рода переклички в знаковых антропонимах и этногенетических связях вряд ли могли возникнуть на пустом месте. А сам сюжет о двух братьях Бурэнхане и Тархае напоминает эргунэ-кунскую легенду о Нукузе и Кияте, обретших в окинском высокогорье убежище, которое стало колыбелью монгольского этноса.

Миф о расплавленной горе

Свои аргументы в пользу окинской версии добавили недавние исследования иркутских геологов в районе реки Жомболок Окинского района Бурятии. Они зафиксировали здесь самое молодое из известных вулканических извержений в Центральной Азии, которое приходится на временной отрезок с 682 по 792 год.

Извержение вулкана, случившееся именно в этот период, могло спровоцировать обширную миграцию монгольских племен из обжитых территорий Эргунэ-Куна, то есть из Оки, в сторону Онона. Эти совпадения свидетельствуют в пользу идентичности Эргунэ-Кун и Окинского края. Согласно уточняющим датам, годы рождения Буртэ-Чино (758 г. н. э.) и его сына Бат Цагаан-хана (786 г. н. э.) – завершающий исход монголов.

Покинув горные массивы Восточного Саяна, монголы обживают приангарские долины и территории Верхоленья. Далеко не все монголы во главе с Буртэ-Чино, переплыв Тэнгис (Внутреннее море), ушли в сторону Онона. Часть из них остались в Прибайкалье и составили основной костяк бурятских племен эхирит (икирес), хонгодор (хонгират), хори (куралас), а некоторые роды, как, например, харанут, вошли позднее в состав племени булагат.

Примечательно, что в наше время сохраняется «культ монгола» среди качугских, кудинских и ольхонских бурят эхиритского происхождения, а также у их сородичей, переселившихся на восточный берег Байкала – кабанских бурят. С ним связан обряд, называемый монголоо эдеэлүүлхэ – «кормить монгола». Традиция почитания духа монгола не прерывалась и в советское время, ибо обряд можно было исполнять индивидуально, без шамана. С практической точки зрения обряд носит охранительный характер, обеспечивающий благополучие рода и умножение богатства. Он проводится весной с появлением первой травы и молочной пищи.

Траектория пути

Положив начало монголизации западного Прибайкалья, население рода чино во главе с Буртэ-Чино уходит через Байкал в Баргузинскую долину. Поныне в Баргузинской долине сохранились легенды, утверждающие проживание здесь Буртэ-Чино. Даже указывается место, где находилась его стоянка. Об этом в 19 веке писал первый бурятский ученый Доржи Банзаров. Спустя некоторое время люди рода чино перекочевывают к верховьям Онона, откуда начинается путь возвышения предков Чингисхана.


Карта расселения монголов. Инфографика: Вячеслав Бадмаев, Юлия Чухломина

Как отмечает известный уже нам персидский летописец Рашид-ад-Дин, «целью же расплавления ими горы было (лишь) открытие иного пути для (своей) славы». По прошествии длительного времени эргунэ-кунский исход приобрел аллегорический характер, мифологическую интерпретацию. Об этом свидетельствует фольклорное число 70, которым обозначено количество мехов, сделанных монголами для раздувания огня из шкур забитых 70 быков. Само же действие по расплавлению горы выглядит как эпическая гипербола.

В итоге Баир Дугаров пришел к выводу, что Эргунэ-кун находился в горах Восточного Саяна, на территории нынешнего Окинского района (Ахын аймаг) Республики Бурятия и прилегающей к нему Тункинской долины. Следы пребывания племени чино (волка) в теснинах саянских гор маркируются топонимическими названиями с корневой основой мон и словом монгол, ставшим этнонимом в эргунэ-кунский период. Наиболее выразительный пример представляет название долины Монголжин, расположенной в сердце восточносаянского нагорья.

Траектория пути Буртэ-Чино охватывала Приангарье и в целом Прибайкалье, что положило начало монголизации этого региона. Далее, как сказано в «Сокровенном сказании», Буртэ-Чино с супругой Гоа-Марал переплывают Внутреннее море Тэнгис (Байкал) и, прожив некоторое время в Баргузинской долине, прибывают к верховьям Онона у горы Бурхан-Халдун, где монголы, ведомые чиносцами, начинают восхождение по ступеням истории.

Следует отметить, что окинская версия о местонахождении Эргунэ-Кун уже обретает своих сторонников в Монголии. В 2015 году в Улан-Баторе была издана книга известного монгольского писателя и общественного деятеля Хатагин Акима «Авралын орон Эргүнэ гун» (Земля спасения – Эргунэ гун). Она написана на материалах поездки автора в Окинский район Бурятии с привлечением научной литературы и переведена им же на английский язык.

Кол-во просмотров: 3577

Поделиться новостью:


Поделиться: