У Вячеслава Наговицына будет ручной парламент за те же деньги?

Глава Бурятии еще в июле «неожиданно» озвучил намерение властей более чем наполовину сократить число депутатов Народного Хурала. При этом сумма денег из бюджета Бурятии, которая ежегодно тратится на содержание народных избранников, скорее всего, не уменьшится, а даже, наоборот, увеличится. Какую же пользу от такого нововведения получат жители Бурятии?
Политика |

Глава Бурятии еще в июле «неожиданно» озвучил намерение властей более чем наполовину сократить число депутатов Народного Хурала. Согласно этим планам, количество его членов следующего (пятого) созыва может уменьшиться с нынешних 66-ти депутатов до 30-ти. При этом сумма денег из бюджета Бурятии, которая ежегодно тратится на содержание народных избранников (220–240 млн рублей), скорее всего, не уменьшится, а даже, наоборот, увеличится. Какую же пользу от такого нововведения получат жители Бурятии?

Итак, глава республики Вячеслав Наговицын сообщил о том, что, оказывается, «активно идут переговоры» о перспективе количественного сокращения депутатов Народного Хурала. В этих переговорах участвует он, Наговицын, и некие «парламентские лидеры», которые, по словам бурятского «гулвы», сами пришли к нему с такой «полезной» инициативой.

– Они выступают за профессиональный состав Народного Хурала, который бы работал на постоянной основе. Я сказал, что буду рад, если такое произойдет. Сейчас сессии проходят один раз в два месяца. Профессиональный парламент может заседать хоть каждый день – собрались, обсудили, приняли закон. В рамках нынешних отведенных средств на парламент, включая помощников, аппарат, самих депутатов, командировки, они могут выйти на цифру в 30 депутатов на постоянной основе, – рассказал о содержании «переговоров» Вячеслав Наговицын.

Сами «парламентские лидеры» не спешат публично опровергать слова главы. Пока все без исключения депутаты Хурала, к которым журналисты обращались за комментариями по поводу инициативы уполовинить депутатский корпус, на словах не против такой перспективы.

Сам Матвей Гершевич, просидевший свой первый депутатский срок в кресле председателя Народного Хурала, еще в марте 2008 года, после первых 100 дней работы четвертого созыва бурятского парламента, заявлял о том, что следующий, пятый созыв уже будет отвечать представлениям глав исполнительной власти о том, каким должен быть «идеальный парламент». Маленьким, «списочным», послушным, нешумным, по возможности, малозатратным. То есть никаким.

– Сейчас по действующему закону у нас 66 депутатов, – сказал тогда Матвей Гершевич. – На следующий созыв, я думаю, одномандатной системы не будет. Сейчас мы апробировали систему выборов по спискам, и она себя оправдала. Сегодня в большинстве субъектов Федерации депутаты уровня субъекта Федерации выбираются по спискам. И мы тоже готовим проект закона о том, чтобы следующие выборы у нас были только по спискам. Сократится и количество депутатов.

Зарплата неосвобожденных депутатов

Все последние годы исходящие от администрации тогда еще президента Бурятии угрозы сокращения числа депутатов звучат как популярные в народных массах спекуляции на тему: «Сколько можно кормить этих дармоедов»? Журналисты по наивности подхватывают эту «острую» тему, каждый раз напоминая депутатам то, во сколько бюджету Бурятии обходится содержание Народного Хурала и самих депутатов. Давайте и мы изучим этот сакраментальный вопрос.

Если посмотреть, например, такой интереснейший документ, как Закон РБ «Об исполнении республиканского бюджета за 2011 год», то можно узнать, что в прошлом году на зарплату председателя Хурала Гершевича все мы, налогоплательщики Бурятии, потратили ни много ни мало 3 млн 406 тыс. 300 рублей (283,3 тыс. рублей в месяц). Остальные 65 депутатов обошлись нам в прошлом году в 69 млн 585 тыс. 200 рублей. То есть на каждого младшего коллегу Гершевича бюджет Бурятии потратил 1 млн 70 тыс. 541 рубль (89,2 тыс. рублей в месяц).

– Как же так? – спросите вы. – Ведь нам говорят, что из 66 депутатов Народного Хурала только 15 человек, работающих на постоянной основе, включая председателя, двух его заместителей, 6 председателей комитетов и 6 заместителей председателей комитетов, получают зарплату. А остальные депутаты зарплату в Хурале не получают, поскольку ведут свою трудовую деятельность на постоянной основе в других местах, имеют свой бизнес, работают по найму, возглавляют госучреждения, преподают и т.д.

Корпоративная тайна чиновников

На самом деле это не так. По местному закону о статусе депутата Народного Хурала, все «неосвобожденные» депутаты каждый месяц в день зарплаты приходят в родную хуральскую кассу, где им «возмещаются расходы, связанные с осуществлением депутатских полномочий». Сумма этого «возмещения», опять же по закону, составляет не менее 44,1% от базовой ставки, применяемой для оплаты труда лиц, замещающих в Бурятии госдолжности.

Эта некая исходная ставка, по которой рассчитывают у нас зарплаты президентов, глав, министров, депутатов и других «полезных членов общества». По специальному закону 2008 года о базовой ставке она тогда составляла 78 250 рублей, но с тех пор каждый год «индексируется» ровно на 9%. Таким образом, в прошлом 2011 году базовая ставка была 110 456 рублей, а в 2012 году должна составить 120 397 рублей. Эту «корпоративную» тайну чиновники Бурятии хранят за семью печатями и никогда публично об этом не говорят. А некоторые из них, возможно, о ней не знают, просто получая деньги в кассе.

Итак, каждый из «неосвобожденных» депутатов каждый месяц получает свой вариант зарплаты, называемый «возмещением» – с начислением всех районных коэффициентов. Несложно подсчитать и сумму этого «возмещения». В прошлом году, по расчетам «Новой Бурятии», оно составило 48 456 рублей (без районного коэффициента), а в новом 2012 году этот скрытый вид зарплаты должен составить уже 53 095 рублей (опять же без коэффициента)!

Кроме того, все без исключения депутаты – и «освобожденные», и «неосвобожденные» – по закону об их статусе «возмещаются» и все средства, потраченные ими на билеты во время их поездок по своим депутатским делам, счета за гостиницу, выплачиваются суточные, командировочные, обеспечивается медицинское, пенсионное, курортное и бытовое (?!) обеспечение на уровне затрат на республиканского министра.

И это еще не все. Есть еще и вдвойне скрытая форма получения средств из бюджета Бурятии в виде тех же 44,1% от базовой ставки (это еще более 50 тыс. рублей), которые казна республики тратит на зарплату помощников депутата. Причем количество помощников и сумму их зарплат определяет сам депутат.

В Бурятии уже давно может существовать скрытая практика получения депутатами доходов за счет их помощников. Поскольку никто не исключает такой возможности, когда кто-либо из депутатов через своих «помощников», а это, как правило, родственники, близкие люди или подчиненные, получает в свой семейный бюджет еще и большую часть зарплаты помощников. Повторюсь, в данном случае «Новая Бурятия» не обладает достоверными сведениями о таком способе получения дохода кем-либо конкретно из нынешних депутатов НХ РБ, а говорит лишь о теоретической возможности такого подхода к бюджетным средствам. Впрочем, как говорят, такая практика широко распространена в депутатском корпусе. И не только на региональном уровне.

Сколько стоит Хурал

Таким образом, даже депутаты, не работающие на постоянной основе, так или иначе получают из бюджета Бурятии довольно приличные суммы. Освобожденные же депутаты получают в виде официального вознаграждения за свою парламентскую деятельность и вовсе какие-то неприлично высокие зарплаты, о чем избиратели часто говорят, используя «непарламентские выражения».

Так, двое заместителей Матвея Гершевича (получавшего, напомним, в прошлом году без учета «возмещения» расходов 283 тыс. рублей в месяц, а в этом году получающего уже минимум 291 тыс. рублей в месяц) имеют зарплаты на 5% ниже зарплаты своего шефа. Шесть председателей хуральских комитетов, в свою очередь, получают на те же 5% меньше зарплату, чем замы «Матмата» (прозвище Матвея Матвеевича Гершевича. – С.Б.), а шесть их замов председателей комитетов – еще на 5% меньше.

Всего на содержание парламента РБ бюджет Бурятии в 2011 году истратил 225,6 млн рублей (содержание аппарата – 152,6 млн рублей, зарплата депутатов – 69,5 млн рублей, зарплата председателя – 3,4 млн рублей). В 2012 году в соответствии с действующим законом о бюджете на этот год эти затраты составят уже 238,1 млн рублей (аппарат – 164 млн рублей, депутаты – 70,5 млн рублей, председатель – 3,5 млн рублей).

Справедливы ли постоянные упреки депутатам в том, что они живут не средствам налогоплательщиков Бурятии? Да!

Нужно ли сокращать число депутатов Народного Хурала? Возможно, нет. Попробую объяснить.

«О бедном депутате замолвите слово…»

Во-первых, в соответствии с представлениями о «социальной справедливости» и «общественной полезности» для нас, простых жителей Бурятии, гораздо логичнее и разумнее было бы сокращать не число депутатов, которые нас же и представляют в парламенте республики, а количество средств на их содержание. Или же оставить ту же сумму средств на зарплату депутатам, но сократить деньги на функционирование аппарата. Или, наконец, оставить ту же сумму на содержание Хурала, наоборот, увеличив число депутатов.

То есть, если мы считаем, что тратим много денег на каждого из них, то пусть за те же деньги работает большее количество депутатов! Здесь необходимо помнить о том, что депутаты – это отнюдь небесполезные существа, заботящиеся только о себе и требующие от нас денег на свое содержание. При желании депутаты, как бы это ни казалось странным, могли бы приносить нам большую пользу – представлять наши интересы во власти, контролировать зарвавшихся чиновников исполнительной власти, разумно распределять наш с вами общий бюджет, добывать нужную нам социально важную информацию в исполнительной и судебной власти, в правоохранительных органах и, наконец, быть нашими «засланными казачками» в насквозь коррумпированной властной вертикали.

Бурятия, кстати, де-факто не является президентской республикой, и депутаты обладают достаточно широкими властными и контрольными полномочиями. И при увеличении числа депутатов возможность попадания в депутатский корпус нормальных людей, способных защищать не только личные или интересы своего бизнеса, но и интересы избирателей, только увеличивается.

Во-вторых, если еще более внимательно посмотреть тот же закон об исполнении бюджета Бурятии за 2011 год, а также принятый Хуралом бюджет 2012 года, то можно без труда обнаружить в этих документах гораздо более интересные и впечатляющие цифры, чем суммы на содержание депутатов Народного Хурала. В данном случае хотелось бы задать следующий вопрос: во сколько нам, простым налогоплательщикам Бурятии, обходится содержание и функционирование главы Бурятии Вячеслава Наговицына?

Только цифры, ничего личного. В законе об исполнении бюджета за 2011 год написано о том, что в целом на деятельность администрации президента и правительства Бурятии бюджет истратил (!) 892,5 млн рублей. То есть в 4 раза больше, чем на содержание депутатов вместе с их аппаратом. Из этих средств на «аппарат» президента пришлось 147,6 млн рублей, а на зарплату Вячеслава Наговицына – 4 млн 688 тыс. рублей. Таким образом, скромненькая зарплата «гулвы» составляет 390 тыс. рублей в месяц (без коэффициентов).

«Непредвиденные» и «предвиденные» расходы

Как оказалось, в 2011 году чиновники администрации создали два вообще не предусмотренных законом о бюджете «резервных фонда непредвиденных расходов». В одном оказалось 34,6 млн рублей, в другом – 31,9 млн рублей. Если немного (2,5 млн) добавить, получится аккурат на зарплату 65 депутатам Народного Хурала! Можно только догадываться, на что ушли эти деньги, но что-то мне подсказывает, что в 66,6 млн рублей нам обошлось пребывание в Бурятии в течение двух дней прошлого лета лидера Северной Кореи Ким Чен Ира и тогдашнего президента России Дмитрия Медведева. Подозреваю, что Медведев нам обошелся дороже, чем Ким.

Но самая интересная статья расходов бюджета – это содержание «учреждений по обеспечению хозяйственного обслуживания» администрации Наговицына». 478,3 млн рублей наших с вами налогов в 2011 году ушло на покупку новой техники для автопарка, содержание зданий, кабинетов, замену недавно купленных компьютеров, ковров, мебели и другой «мелочевки», на строительство и содержание резиденции «гулвы», «гостевых домиков», на организацию приемов. Всего и не перечислишь. Получается, что просто на хоздеятельность и закупки авто для гаража администрации главы Бурятии в прошлом году мы с вами, сами того не зная, спустили в 2 раза больше, чем на весь Хурал со всеми его «потрохами»!

В этом году ожидается еще более шокирующий «расклад средств по корзинам». Всего на содержание администрации президента в бюджете 2012 года записано 1 004 млн рублей. Из них на зарплату президента приходится 5,2 млн рублей (438 тыс. рублей в месяц), а на хозяйство главы Бурятии – 387 млн рублей. Последняя, относительно скромная по сравнению с прошлым годом, сумма не должна нас смущать, так как, напомним, в прошлом году она составляла 380 млн, но по итогам года оказалось на 100 млн больше. Не ошибемся, если предположим, что в этом году сумма будет вообще рекордной.

Эх, закупки – пыль да туман…

На что же тратятся эти огромные суммы? За ответом идем на сайт госзакупок и обнаруживаем там полную картину «пира во время чумы». Остановимся только на закупках даже не последних летних месяцев, а только лишь на тех нескольких днях начала августа этого года.

Итак, поставка мебели в здание по ул. Ербанова, 7 (17 августа) будет стоить бюджету республики 2,122 млн рублей, поставка автомобилей для хозяйственно-транспортного комплекса администрации президента (5 августа) – 1,435 млн рублей, выбор поставщика на право заключения контракта на поставку 8 автомобилей (5 августа) – 5,740 млн рублей, поставка мебели (4 августа) – 596,1 тыс. рублей, выполнение работ по развитию электронной системы оказания услуг (5 августа) – 2, 987 млн рублей, поставка ковровых изделий (3 августа) – 872,4 тыс. рублей, поставка бумаги, кальки и картона (3 августа) – 1,269 млн рублей, выполнение работ по благоустройству внутреннего двора здания по ул. Сухэ-Батора, 9 (2 августа) – 1,699 млн рублей. И т.д., и т.д., и т.д… И это только, напомню, за несколько дней начала августа!

Знакомство с тем, как удовлетворяются потребности чиновников администрации главы Бурятии за ближайший год, просто поражает воображение. Остап Бендер в сходной ситуации потерял веру в человечество, но я хочу поделиться с вами светлым, оптимистическим выводом. Любой непредвзятый человек пришел бы к тому же: наши депутаты Народного Хурала, просто получающие зарплату и тратящиеся, в основном, на свой аппарат и на освещение своей деятельности в СМИ, по сравнению с чиновниками администрации президента – настоящие аскеты и бессребреники!

Чего стоят только следующие факты закупок администрации Наговицына этим летом. Не далее как в начале июля автохозяйство главы республики пополнилось (двумя или тремя?) автомобилями на сумму 7,1 млн рублей. В июне на территории резиденции главы Бурятии прошла «реконструкция гостевого жилого дома», которая обошлась казне в 17,2 млн рублей, а в августе в этом доме поставят новую сантехнику и электросети на 5,2 млн рублей! Что же это за «гостевой домик», одна реконструкция которого стоит 22,5 млн рублей, всего в 3 раза меньше, чем зарплата всех депутатов Народного Хурала в течение года?!

Кому нужен ручной Хурал?

На этом фоне спекуляции Вячеслава Наговицына на тему «бездельников-депутатов», которые якобы слишком дорого обходятся бюджету республики, выглядят как-то неубедительно. Налицо желание главы Бурятии повернуть тему совсем другой стороной и использовать в своих политических целях. Сократить число депутатов и завести себе полностью «карманный» парламент, штампующий нужные администрации главы и руководству правительства Бурятии решения. Но нужен ли нам, жителям Бурятии, «ручной Хурал»?

На мой взгляд, для простых жителей Бурятии будет гораздо интереснее, если их в Хурале будет представлять большее, чем даже сейчас, количество депутатов. При таком многочисленном парламенте самые разные группы людей, объединенных по территориальному, социальному, половому, возрастному, этническому, политическому, религиозному и другим принципам, получают возможности увеличить свое представительство. Если же Хурал будет состоять из полностью зависимых от власти людей и работать как департамент администрации, то толку от такого «парламента», действительно, никакого.

А если народ смущают зарплаты депутатов, то логичнее было бы выступить с инициативой об уменьшении зарплаты высшего должностного лица Бурятии, от величины которой зависит сумма вознаграждения за труд всех без исключения «бойцов» многочисленной армии чиновников на территории республики. В том числе и депутатов. Результатом даже незначительного такого уменьшения, поверьте, будет то, что экономия возрастет в геометрической прогрессии.

Кол-во просмотров: 521

Поделиться новостью:


Поделиться: