Самого законопроекта еще нет, но работа над ним идет полным ходом. Что именно не устраивает главу Бурятии в нынешней конструкции муниципалитета Алексей Цыденов объяснил в понедельник на очередной встрече с медиасоветом, пишет МК в Бурятии.
Он рассказал, что по уставу глава муниципального образования «Город Улан-Удэ» является и председателем Улан-Удэнского городского совета, и мэром столицы Бурятии. Обладая всей полнотой представительной власти, мэр ограничен во влиянии на исполнительную ветвь — собственно администрацию Улан-Удэ, хотя именно он наделен правом подписывать контракт с так называемым сити-менеджером, формально отвечающим за функционирование городского хозяйства. «Это то же самое, если бы я как глава исполнительных органов государственной власти Бурятии подписывал контракт с председателем Народного Хурала», — образно пояснил ситуацию Алексей Цыденов.
Но главное даже не в этом. Будучи главой муниципального образования, мэр Улан-Удэ формально не несет ответственности ни за дороги, ни за канализацию, ни за благоустройство и прочую систему жизнеобеспечения сложного городского хозяйства. «Он, конечно, не самоустраняется от всего, что происходит в городе, но и ответственность в случае чего ему не нести», — подчеркнул Алексей Цыденов.
Крестовый поход на «размытую ответственность» был начат Народным Хуралом. Первые же шаги перестроенного по-новому муниципалитета, когда столичный градоначальник пытался напрямую влиять на хозяйственную деятельность администрации, вызвали к жизни закон, возвративший нам прямые выборы мэра Улан-Удэ.
Сказав «а», депутаты, однако, не сказали «б», поскольку не ясно, кого именно в сентябре 2019 года мы будем выбирать — мэра, который возглавит Улан-Удэнский городской совет, или главу исполнительной ветви власти?
Судя по настрою Алексея Цыденова, анонсируемым законопроектом будет инициировано возвращение старой доброй модели, проверенной десятилетиями, при которой председатель Улан-Удэнского городского совета избирается из числа депутатов (первый среди равных). А руководитель администрации столицы Бурятии — на прямых выборах. Классическое разделение полномочий на представительную и исполнительную ветви муниципальной власти, как это было во времена Геннадия Айдаева и задолго до него.
Заметим, что законопроект, включающий «откат изменений», может быть рассмотрен парламентом Бурятии уже на декабрьской сессии. В этом случае выборы мэра пройдут уже по новой-старой схеме. Однако есть опасение, что глава Бурятии предложит на рассмотрение депутатов Народного Хурала два варианта избрания мэра Улан-Удэ: прямыми выборами либо по конкурсу, как это сейчас происходит во многих сельских районах Бурятии. И хотя Алексей Цыденов заверил членов медиасовета, что сам он предпочитает всенародное голосование, не исключено, что идея со вторым вариантом будет отвергнута сразу. Трудно удержаться от соблазна заменить прямые выборы с их затратами, головной болью, непредсказуемым результатом и ростом влияния КПРФ на суррогат — тихий и мирный конкурс с заведомо выигрышной кандидатурой.
На вопрос, что мешает Улан-Удэнскому городскому совету самому внести в устав предлагаемые изменения, глава региона ответил, что этот процесс предполагает гораздо более длительную по времени процедуру. К тому же не факт, что Улан-Удэнский горсовет, контролируемый Александром Голковым, за такие изменения проголосует: у действующего пока мэра Улан-Удэ на этот счет совершенно иное видение. Какое именно, глава Бурятии распространяться не стал, порекомендовав членам медиасовета поинтересоваться у Александра Михайловича лично.